https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Праздник Святой Троицы

Проповедь архипастыря

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Божественную литургию в День Святой Троицы. В Проповеди архипастырь напомнил повествование о событии Сошествия Святого Духа на апостолов:

       - Это произошло в 50-й день после Воскресения Христова и в полном соответствии с тем, о чём говорил Господь, к чему призывал Он Своих учеников, назидая их в том, чтобы они оставались в Сионской горнице и ожидали пришествия Утешителя. И это пришествие Утешителя не заставило себя ждать. И вот в 3 часа по времени библейскому, то есть примерно в 9 часов утра, апостолы вместе с Божией Матерью, сидящей в Сионской горнице, услышали сильный шум ветра. И на каждого из них в виде огненных языков сошла благодать Пресвятого Духа. Таким образом Господь завершил всё дело спасения и этим завершением стало утверждение Церкви Христовой. Так что от самого Благовещения до Сошествия Святого Духа на апостолов Господь наш Иисус Христос исполнил послушание Божественному Отцу, исполнил то предназначение, которое нужно было совершить Богу Духу Святому. Ибо от Отца исходящий и через Сына восприемлемый Бог Дух Святой укрепил Своих учеников для того, чтобы они совершали дело свидетельства о Христе, о Боге Святой Троице, свидетельство о бытии Церкви Христовой.
       Это свидетельство, как отмечает святитель Иоанн Златоуст, заключается не только в мученичестве: в греческом языке «мартирос» и «свидетель» – это синонимы. Мученичество есть прямое непосредственное свидетельство о Господе Воскресшем. Но и слово проповеди, которым призывал Господь Своих учеников, есть такое же свидетельство о Христе, поскольку апостолы теперь получили всё необходимое для того, чтобы проповедовать слово Божие. Об этом апостол Павел говорит: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать» (1 Кор. 1, 17). Так что апостолы, преисполненные Духа Святого, получившие дар говорения в благодати Пятидесятницы на различных языках, пошли по всей Вселенной и проповедовали о Господе Воскресшем. И вот тут же, во 2 главе Деяний, мы слышим и читаем, как апостолы, проповедуя сразу же в день Пятидесятницы, приобрели братьев и сестёр себе более 3000 человек. Человеческими усилиями невозможно было бы достичь такого великого присовокупления чад Божиих к Церкви, только благодать Святого Духа могла через уста апостольские совершить это обращение людей.
         А мы с вами знаем, дорогие мои, что большего чуда на этой земле, чем обращение души человеческой ко Христу, нет. Именно тогда, когда сердце, личность человеческая встречается с Богом и становится верующим в Него, вот тогда совершается то самое главное дело, ради которого Господь и совершает всё то, что мы наблюдаем в деятельности Святой Церкви. Именно встреча человека с Богом – главная Божия цель. Эта цель достигается, когда мы с вами соединяемся с Богом посредством благодати Духа Святого.
         Жизнь Святой Троицы явленна ныне окончательным образом. А мы с вами знаем, что в самые существенные для человеческого спасения моменты являлись все три Лица Святой Троицы – в событии Рождества, в событии Крещения Господня и в событии Преображения Господня, мы видим равнозначное и равночестное действие всех Лиц Божественной единой природы, Бога Троичного в Ипостасях Своих и Единого в Своей природе. Известный богослов XX века, профессор Московской духовной академии протоиерей Павел Флоренский говорит нам о том, что для человеческого сознания размышление о бытии Святой Троицы является крестом. Поскольку никогда человек своим тварным умом не способен будет понять, в чём же суть бытия Лиц Святой Троицы, живущих в единой Божественной природе нераздельно и неразлучно. Это не одно и то же, дорогие братья и сестры, что представляет собой солнце, являя диск, свет и теплоту. Бытие Святой Троицы намного глубже, существеннее и не совпадает с нашими тварными аналогиями, как бы мы их ни искали.
          Но действие в нас благодати Божией более сопоставимо с тем, что бывает в мире тварном, Богом совершенном. Многие святые отцы, говоря о действии благодати Святого Духа на человеческую природу, сравнивают это действие с тем, что происходит с металлом, когда на него воздействует огонь. Металл не просто становится мягким, он светится, становится как бы единым с самим огнём. Святые отцы часто проводят вот эту аналогию того, чтобы показать, как благодать Святого Духа, наполняя природу человеческую, освещает внутренне всё человеческое естество, наполняя его силой, мудростью и способностью противостоять любым невзгодам. В чём загадка великого мужества и подвига святых угодников Божиих? Да в том, что они были преисполнены благодати Святого Духа, и выше этой силы нет ничего и не может быть на белом свете. Только благодать Святого Духа делает способным человека быть не просто свидетелем Христовым, а быть исповедником Христовым, быть мучеником ради Него и добровольно, с радостью пойти на мучения и саму смерть. Всё, что мы читаем в житиях святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского, не может нас не удивлять, поскольку мы встречаем даже те случаи, когда не просто женщины, девицы, но маленькие дети идут на мучения ради Христа. А родители их благословляют на то, чтобы они шли и получили от Бога мученический венец. Никакой матери, не имеющей той силы любви к Богу и к своему чаду, не может быть понятно и постигаемо то, что происходит с людьми в их сознании и какие подвиги они совершают тогда, когда переполнены, наполнены благодатью Святого Духа. И мы все, дорогие братья и сестры, мы все призваны к тому, чтобы наполнить себя этой Божией благодатью, чтобы стать сродными, в буквальном смысле этого слова, Богу нашему, Богочеловеку Христу.
        И Господь открыл нам эту дорогу событием Святой Пятидесятницы, и этой дорогой, этой дверью в Царствие Небесное для нас является бытие Святой Церкви. Не случайно многие святые отцы день святой Пятидесятницы и схождение огненных языков на апостолов называют днём рождения Церкви. Это не значит, что Церковь вообще не существовала как таковая, но был её ветхозаветный период, когда Бог руководил Своим народом через святых отцов, праотцев, пророков, царей, когда Господь водил народ Божий через Моисея, когда Господь наказывал, но и ущедрял различными Божиими дарованиями ветхозаветное человечество. Но подобно тому, как это бывает и в нашей естественной жизни, когда мать рождает ребёнка, прежде вынашивая его, так можно условно, исторически сравнить и бытие Церкви Христовой, которая была вынашиваемая самим человечеством до тех пор, пока оно было не способно без Божией силы родить – это рождение произошло Самим Богом. Богочеловек Иисус Христос совершил это рождение Церкви по послушанию Небесному Отцу.
          И мы с вами имеем самый короткий доступ к Богу, через благодать Святого Духа, мы имеем все возможности ко спасению. Более того, Господь каждому из нас уготовал уже место в Царствие Небесном, он уготовал для каждого рождённого и того, кому надлежит родиться на этой земле, до тех пор, пока Самим Господом не будет принято решение о прекращении земной человеческой истории. Это прекращение совершится Его славным Пришествием, когда прекратится рождение людей на этой земле, когда те, кто умер, будут воскрешены Богом в нетленном теле, а те, кто будут жить, во мгновение ока, по слову Божию, изменятся в то состояние, которое будет предназначено для вечного бытия человечества. Но горе будет для тех, кому это было всё чуждо, кому это всё не интересно, кто не жил Божиими заповедями, кто жил человеконенавистнически. И радость будет в жизни с Богом для тех, кто стремился жить по совести, кто стремился к Божией правде, кто проявлял человеколюбие. И всё это единство Бога и человечества являет собой Церковь Божию.
          Поэтому мы, дорогие мои, через Таинство Крещения, через Таинство Покаяния и Причащения Святых Христовых Таин, через тайну Божию, которую Он даёт нам силой и действием благодати Святого Духа в нашей частной, общественной молитве, через наше доброделание и наше подражание Христу, через все совокупности этих действий ради любви к Богу и ради любви к ближним спасаемся в Господе и получаем от Него жизнь вечную. И сегодня мы являемся наследниками тех событий и восприемниками той силы действия благодати Святого Духа. А ведь апостолы, получившие огненные языки, немедленно укрепили Церковь, рукоположив епископов и священников. И через это непрерывное епископское рукоположение, призывание благодати Святого Духа в Таинстве Священства и в Таинстве Крещения, мы с вами наследники и соучастники этого события. Поэтому это не просто день рождения той Церкви, которая в I веке была учреждена Богом, это наше с вами духовное рождение, это наша с вами сопричастность к тому, что совершил Господь ради человеческого рода.
         Поэтому со всем благоговением, дорогие братья и сестры, будем нести это высокое звание, этот дар Бога Духа Святого, который мы получили в Таинстве Крещения, потому что мы получили его от Самого Бога, через апостолов. Мы с вами носители этих Божиих даров, которые неизменно и в той же силе действуют, как и в I веке. Многие скажут, а как же, мы не видим сейчас проявлений той Пятидесятницы, которая была в то время в I веке, когда люди, получившие Крещение и особые дары Духа Святого, говорили на разных языках? Нет, дорогие мои, и сейчас это проявляется там, где это необходимо для спасения окружающих людей: там христианин, священнослужитель получает эти необходимые дары для того, чтобы сообщить людям, нуждающимся в словах спасения. И там действуют дары Духа Святого, где мы проявляем деятельную любовь к ближним.
          Так что, дорогие братья и сестры, не будем с вами нерадивыми христианами, будем приумножать в нас ту силу и действие благодати Духа Святого, которая дана нам Церковью. И пусть Господь Дух Святой укрепит нас в этом, пусть даст нам понимание того нашего призвания, которое направляет нас в Царствие Небесное, пусть каждый из нас явит собой подлинное небесное гражданство. При этом понимая, что без этого невозможно быть гражданином нашего земного отечества, невозможно подать пример окружающим людям в том, как мы по-настоящему любим Отечество Небесное – всё связано в нашей жизни, нет ничего случайного, чем мы должны были бы пренебрегать. Мы всё должны окружающее нас в этой жизни наполнить любовью к Богу и к ближним, в этом преображающее назначение каждого из нас.
Поэтому, не только стоя в храме здесь, на богослужении, мы должны наполняться благодатью Святого Духа. Но, выйдя и получив всё то необходимое в храме Божием, мы должны нести свет Евангелия окружающим людям, мы должны совершать дела правды Божией.
          Дорогие братья и сестры, будем вновь и вновь, особенно в сегодняшний день Святой Пятидесятницы призывать Бога Духа Святого на наше человеческое естество, произнося эти жизнеутверждающие слова: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
             Аминь. С праздником всех вас!

Публикация подготовлена при содействии пресс-службы Смоленской епархии.

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12