https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Музыка от сердца

    От редактора: Одним из моих любимых композиторов является Сергей Рахманинов. В его творчестве заметное место заняла музыка для богослужебного пения. Вот и художественный руководитель «Первого Симфонического Оркестра» и «Московского Мужского Хора» композитор и дирижер Сергей Сергеевич Желудков в основу своего творчества взял именно церковные мотивы.

        С творчеством этого яркого представителя современной классической музыки меня познакомил московский друг Андрей Тарабрин. И захотелось, чтобы взгляды и отношение к музыке Сергея Желудкова тронули душу читателей сайта журнала «Смоленск». Его музыкальные сочинения исходят от сердца. 

       Завтра, 23 июня, у Сергея Сергеевича большая премьера. Судя по раскупленным билетам, ожидается аншлаг. Впрочем, пусть о будущем триумфе расскажет сам композитор. Полагаю, он сам верит в большой успех, потому что накануне концерта в социальных сетях было опубликовано много восторженных откликов, состоялись пресс-конференция «виновника торжества», несколько интервью популярных изданий.

        Итак, слово Сергею Желудкову:


      - 23 июня в большом зале Московской консерватории состоится мировая премьера моего «Всенощного бдения» в исполнении «Московского Мужского Хора» под моим руководством. Что сказать, событие для меня грандиозное-я не одно десятилетие вынашивал планы его создания, поэтому чувствую большую радость, что это наконец воплотится! Да еще к тому же в такой великий праздник - День святой Троицы!
     Я писал эту музыку с большим трепетом. Наверное, здесь выкристаллизовался весь мой и дирижерский, и симфонический, и композиторский опыт, потому что нужно было так сконцентрироваться и сделать все, с одной стороны, максимально доступно и просто, а с другой стороны, профессионально. Я буквально садился каждый день и писал эту музыку - точнее, просто записывал, ничего не сочинял. Все шло от сердца, а не от головы. Так родилось 19 номеров «Всенощного бдения».
         Надо заметить, что сама структура сочинения очень сложна. Все дело в том, что жанр Всенощного бдения в музыке предполагает не только обязательность включения определенных молитв и песнопений, последовательность которых дает возможность достижения главной цели обряда - градационного развития душевных состояний молящихся, отражающих мистериальное таинство одухотворения человеческой души. Такая внутренняя логика обряда, его структура должна воспроизводиться через канонизированные службой типы интонирования, градационная смена которых соответствует модели Лествицы (Скрижали духовные — основное сочинение Иоанна Лествичника – В.К.), передает ее всецелую полноту. Сам обряд тесно связан с процессом смены этих модусов молитвенных состояний, что является основополагающим для определения Всенощного Бдения как музыкального жанра, сохраняющего в себе градационную логику Богослужения.
     Художественная идея «Всенощной» - озвученный образ Родины. Части произведения объединены общностью молитвенного текста, а композитор музыкальными средствами осмысливает тему духовного отражения сущности русского народа, подспудно обобщая многовековой опыт русской певческой культуры. Особенностью данного цикла является его партитура, написанная для мужского хора, как своего рода жеста исторической справедливости.
    Сейчас многих волнует вопрос, зачем создавать такие масштабные сочинения, когда мир стремительно перевоплощается. А я думаю, что мир никогда не избавится от композиторов и дирижёров, хотя новые технологии, нейросети и роботы вскоре вытеснят все архаичные элементы сопереживающей системы взаимоотношений. Многие профессии, известные нам сегодня, в конце концов уйдут в небытие, останется только искусство, потому что это единственный источник божественной энергии. Конечно, мода на концептуальное искусство берет свое - так было не раз на протяжении тысячелетий, но классика вечна, потому что она является фундаментом всех ощущений. Это не значит, что классикой можно считать только симфоническую музыку - сейчас это и рок, и популярная, и электронная музыка - там действительно есть шедевры! А самое замечательное, что к классике можно приобщаться когда угодно - после неё нет художественного похмелья! Это буквально - эликсир вечной молодости духа. Хотя уже сейчас в искусство, и в том числе музыку, с космической скоростью врываются новые форматы, создаются концепты, которые идут в ногу со временем, а самое главное, они движутся в пространстве с такой же скоростью, как и события вокруг нас - а значит, человеку становится все сложнее остановиться для того, чтобы задуматься, поразмыслить и сопереживать - на это просто нет времени. Вполне возможно, что скоро функции мозга, которые отвечают за адекватное восприятие искусства, постепенно утратят свои возможности, как когда-то у наших предков атрофировались способности чувствовать запах зверя за несколько километров или зорко смотреть вдаль -сейчас это не так важно, поэтому мозг постепенно нивелировал эти способности до прожиточного минимума. Так происходит и с искусством - общий мозг человечества постепенно доведет наше восприятие до определенной границы - чтобы это не слишком мешало скоростной жизни. 

      Я очень рано понял, что будущее искусства за наукой. Только синтез двух этих материй породит новые шедевры и даст импульс на многие десятилетия вперед. Сейчас все заняты искусственным интеллектом и нейросетями - и это хорошо - мир должен дойти до точки кипения и опуститься на дно, чтобы снова понять, что ему требуется глоток свежего воздуха — вот тогда и наступит новая эпоха Возрождения, когда ценности духовного мира и здравого смысла возобладают над материальностью потребительства. Человеку необходимо стремиться к познанию и открывать новые миры - в этом смысл его существования, но в то же время это необходимо делать на богатейшей почве накопленных знаний и культурных ценностей, в том числе музыкальных. Звук — это код, который мы передаем по наследству, а значит, звуки вокруг нас не бессмысленны, и бессвязны - они составляют единую систему, в которой мы находимся. Ты то, что ты слышишь, а значит, слушай осторожно, внимай и транслируй с умом, но от чистого сердца.

      Профессионалы уже ушли на второй план десять лет назад - их заменили люди, окончившие курсы повышения квалификации или получившие дополнительное образование после основной специальности. Все дело в том, что профессия дирижера схожа с профессией хирурга - помимо таланта нужно очень много и долго учиться - нет возможности «проскочить» училище или институт. И так же, как и у хирурга, у дирижера есть правила: первое - «не навреди», и второе - «если можешь, помоги». Дирижированию учатся всю жизнь — это миссия, призвание. Сейчас мы имеем ситуацию, когда любой, причастный к музыкальной сфере, может так или иначе окончить дирижерский факультет и встать во главе оркестра. Конечно, это хорошая возможность получить дополнительное финансирование для учебных заведений, и как бы для профессионального роста музыкантов-инструменталистов. Но не учитывается тот момент, что вместе с воспитанием дирижера воспитывается и ментальность руководителя коллектива, формирующаяся годами - и этому не научишься на курсах повышения квалификации. Цицерон говорил: «Раб не мечтает о свободе, раб мечтает о своих рабах», и в этих словах сокрыта правда сегодняшнего положения дел в сфере дирижирования. Никто же не хочет идти на операцию к нейрохирургу, который еще вчера был секретарем в приемном отделении. На такую личность как дирижер возложена не только большая гражданская и этическая ответственность, но и миссия воспитывать вкусы, эстетические критерии. Учить чувствовать и слышать красоту. У всех людей есть и фантазия и воображение, всем без исключения доступно чувство прекрасного, но у кого-то это чувство развито, а у кого-то нет. Предпосылок к этому может быть крайне много. И каждый художник прежде, чем создать что-то, как ему кажется, особенное и шедевральное, и выпустить это в мир, должен ответить перед самим собой, что его внутренний мир и фантазия богаче зрительской, что воображение интереснее, вкус - утончённее, чувство прекрасного – совершеннее. Очень ответственно навязывать публике со сцены свои вкусы и представления о красоте или уродстве, еще ответственнее прививать эти понятия на протяжении многих лет. Для этого нужно долго, терпеливо тренировать эти свойства и качества прежде всего самому художнику, чтобы буквально завоевать право делиться ими с публикой. Воспитание вкуса, высоких нравственных и эстетических критериев -это огромный каторжный труд, и плоды его спеют очень скоро - сегодня мы этому свидетели. Я художник - я так вижу: это фраза людей, оторванных от реальности. Такие «мастера» смотрят на себя, берут для себя, но ничего не дают взамен, их творчество лишено корней - высоких чувств, и подобно водорослям, которые не имеет ни цветов, ни семян, они размножаются слиянием клеток - таких же «культурных водорослей», создавая вокруг среду тлена и безнравственности, и превращая водоем в болото. Здесь мы переходим к ответственности слушателя, который, приходя на перформанс «культурного водоросля», должен все-таки уметь фильтровать поток, иначе вся эта жижа окажется у него в голове.
    Вдохновение приходится вызывать кропотливой каждодневной работой. Художники - люди ленивые, поэтому приходится ежечасно побеждать ген лености геном упорства и трудолюбия. Так и есть - один к двум, иначе засада! Здесь я закладываю информацию на будущие поколения, которые будут лишены этой заразы - все будут трудолюбивы и создавать шедевры. Для меня вдохновение — это реализация задуманного в полной мере, это движение сквозь пространство и пульс времени, вдохновение для меня — это как спиннинг для рыбака: пока не закинешь и не поймаешь,не почувствуешь.
      Поворотное событие в моей профессиональной карьере — это создание «Первого Симфонического Оркестра». Я тогда взял на себя ответственность не зависеть от чужого мнения по поводу своего творчества. И теперь спустя столько лет я понимаю, что это решение было верным - как композитор и дирижер в одном лице я реализовал свои таланты в этом коллективе, нашел в нем профессиональную опору и возможность развиваться и креативить. Я тогда победил страх, хотя был с ним один на один. И в итоге мы создали много удивительных проектов на стыке искусства, науки и высоких технологий, нашли собственный стиль исполнения, создали новые направления в искусстве, пополнили музыкальный репертуар и многое другое. И я чувствую, что это не предел наших возможностей. А всё благодаря одному единственному решению, которое сотворило череду этих явлений в искусстве.
     Настоящее счастье неразлучно со слезами. Счастье — это своего рода потрясение. У каждого художника образ счастья свой собственный, соразмерный глубине его таланта и профессиональных возможностей. Мне удалось запечатлеть счастье в музыке - во второй части моего «Концерта для естественного интеллекта с оркестром» вы можете услышать, как оно звучит. Я тогда влюбился по-настоящему в свою жену, и все никак не мог запечатлеть это чувство в музыке. А спустя десять лет я влюбился в неё опять, да так, что почувствовал, что те первые ощущения нисколько не ушли, а наоборот еще более наполнились какими-то божественными энергиями, что и помогло мне написать такую музыку. Надеюсь, это запечатленное чувство сможет вызвать такие же эмоции у слушателей.
     Наши новые проекты рождаются у всех на глазах! Посмотрите вокруг - этот сумасшедший ритм жизни, эмоции, бьющие через край, колыхание народных масс и в то же время шелест пшеничного поля в знойный полдень и первые шаги ребенка - это все почва для новых шедевров, которые мы уже воплощаем! В системе творчества я ориентируюсь на просвещение. Вот, например, сейчас мы создали «Концерт-дегустацию», где главным действующим лицом является сомелье. Я написал музыку специально для вина, поэтому теперь можно не только попробовать, но и послушать, как звучит игристое или сухое. Еще мы запустили глобальный проект с великими учеными и философами, где музыка базируется на совершенно иных принципах и формах - это искусство нового века, где звучит музыка, способная менять сознание и отношение к жизни. Я чувствую здесь себя первопроходцем, и радуюсь, что мое творчество может быть полезным Вселенной и человечеству. Недаром, когда я только задумывал создание оркестра, взял за основу слова, которые отражают кредо нашего коллектива: «Первый Симфонический Оркестр» - мы создаем искусство будущего.
       Что касается «Московского Мужского Хора», то здесь у нас непочатый край работы! Искусство пения передается из уст в уста, поэтому качественное воспитание кадров, а через них и публики, вопрос очень нескорый. Я свидетель этому на каждой репетиции -люди приходят в хор одни, а уходят совсем другими -окрыленными, с чувством достоинства и гордости за свою миссию. Да, именно миссию певца! Для этого нужно смотреть вглубь своей профессии. Все-таки у меня мужской коллектив - а это вековые традиции, и наша задача их не только сохранить и преумножить, но еще и передать будущему поколению. Сегодня «Московский Мужской Хор» является ведущим мужским вокальным коллективом Столицы, сочетая в себе непревзойденные качества высокой исполнительской культуры и благородного звучания. И эту высокую планку надо держать!
     Ведь изначально церковно-певческие традиции Византии были переняты без каких-либо изменений. Они были восприняты на Руси как дар свыше и оберегались от изменений. На протяжении нескольких следующих столетий в церкви во время богослужения традиционно использовались исключительно мужские голоса. Певцы для участия в богослужении обязаны были быть посвящены «в фелонь», так называемые «малые белые ризы». Практика посвящения в чтецы и певцы сохранилась и до наших дней.
      Издревле считалось, что мужские голоса обладают важным качеством: чистота мужского тембра, лишённая страстных оттенков, свойственных женским голосам, наиболее приемлема для пения в церкви и наилучшим образом отвечает задачам богослужебного пения. Главенствующая роль в пении принадлежала «божественному слову», мелодия же должна была доносить его суть до верующих, облегчать восприятие.
          Вот так на Руси утвердилось пение в унисон мужским хором a capella вплоть до середины XVII века, а применение музыкальных инструментов под запретом и поныне. «Московский Мужской Хор» стоит на страже этих традиций и делает все, чтобы пение охватило как можно больше людских сердец, потому что мы действительно считаем, что человек, единожды певший в хоре, уже никогда не будет несчастным. И надо заметить, нас очень многие в этом поддерживают! Я безмерно благодарен за поддержку нашим попечителям и друзьям как Хора, так и Оркестра. Это люди, которые верят в Божественную силу искусства и всячески стараются поддержать нас! Ну а мы в свою очередь считаем важнейшей задачей активное пропагандирование русского музыкального искусства XX-го века и современности, выявление новых неординарных талантливых исполнителей и композиторов, обеспечение преемственности поколений. Сейчас у нас в проекте «Всенощного бдения» будет участвовать совсем молодой, но очень талантливый композитор и дирижер Кирилл Кривозубов. Я очень рад, что его дирижерский дебют состоится с таким высокопрофессиональным коллективом на исторической сцене Большого зала Московской консерватории.
       Кстати, все средства, вырученные от продажи билетов на концерт «Всенощного бдения», пойдут на восстановление Зачатьевского ставропигиального женского монастыря. Это было одно из важнейших условий выступления. Нам хотелось, чтобы все, кто придет на концерт, проявили участие, по своей воле поддержав русскую культуру и миссионерское движение. Только лишь так, сплотившись в едином порыве, наш народ, наша нация способна выжить.

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12