https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Сомнительный феномен пресловутой "Персоны"

     

     От редактора. Когда я получил на почту текст статьи нашего постоянного автора Олега Дорогань, написал ему: может, сократить абзац о выведении Вас из состава комиссии по рассмотрению кандидатур на премию имени А.Т. Твардовского, чтобы не посчитали недруги, будто написал поэт статью по причине личной обиды? Автор решительно ответил, что хотел бы абзац оставить. А мой редакторский принцип: не ущемлять чужое мнение, если оно выражено в корректной форме и имеет логичный смысл. Более того, я категорически всегда возражаю против правки «по вкусовщине». От этого отучила меня очень уважаемая мною женщина, с которой, впрочем, я не всегда был согласен. Она, например, могла зачеркнуть слово «только» и написать «лишь».
    В ответном письме Олег Дорогань написал слова, которые тронули меня до глубины души и которые я хочу здесь привести: «Я уповаю на Ваше решение. А обида здесь должна просматриваться одна - за чистоту и честь отечественной литературы, нашего великого и могучего русского языка. Хоть сам я и украинец и долгое время жил на Западной Украине рядом со скрытыми бандеровцами, но родной язык мой русский. Я считаю так: тот язык, на котором мыслишь, он и есть твой родной. Я хорошо знаю и умею ценить украинскую классику, в школе изучали. В гарнизонной школе были уроки украинского языка и литературы. Но дороже Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина, Цветаевой для меня никого нет!!!».

     В этом 2023-м историческом году, отмеченном суровой военной реальностью, испытывающей весь русский народ, особенно её армию, на прочность перед столпотворением пятидесяти недружественных, ополчившихся против нас стран, на литературную премию имени А.Т.Твардовского Смоленской областной организацией Союза писателей России выдвинут поэт Анатолий Панасечкин. Он поэт-патриот, поэт–самородок из города воинской славы Ельни, знаменитой как родина советской гвардии.
      Когда на сцене он читает свои стихи патриотической направленности, которым присуща смысловая точность и глубина, залы встают и слушают стоя, бурными овациями встречая каждое стихотворение, исполненное им с открытой душой, искренностью и эмоциональной духоподъёмностью.
       И тут вдруг я узнаю, что в противовес кандидатуре отделения СП России выдвинута на премию им. А.Т.Твардовского некая «Персона», молодёжное литобъединение при СмолГУ. А выдвинули от СмолГУ его наставницы-покровительницы профессорши Павлова и Романова. При этом представлена составленная ими, вместе с примкнувшим к ним вездесущим В.Королёвым, книжка о создании и деятельности этой самой «Персоны».
       Я как-то раза два попадал по приглашению на выступления авторов данного лито. И когда один из первых чтецов своих шедевральных опусов прочитал такие строчки:

В голове моей хаос,
как в желудке у алкоголика, –

мне вдруг ясно стало, у кого в головах этот самый хаос. Не у тех ли, кто направляет эту умственно и духовно неоформленную, неокрепшую молодёжь на заведомо ложный путь? Немудрено, почему выпускаются на большую сцену эти авторы, которых, судя по их стихам, в приличное общество и пускать-то нельзя.
      У других авторов высверкивали примерно такие же нелепые строчки с надуманно и как будто умышленно неэстетичными образами и сравнениями.
       Неужели их наставницы не понимают, как они их позорят, если в зале будут сидеть все такие, например, как я? Расчёт, видимо, на то, что в зале собираются терпимые к профессорам подобного рода зрители и слушатели.
       Мне вспомнилось, как с началом перестройки в середине 80-х поднимали на щит имена Нины Искренко, позиционирующей себя как родоначальницу направления «полистилистики», Парщикова, Ерёменко и ещё ряда менее значительных поэтов, объявивших себя «метаметафористами» и вставшими в один ряд паровозиком за Искренко.
Вот один из её характерных «перлов»:

У меня такой под платьицем
Сногсшибательный капкан!
Не клади мне палец в адницу,
А не то тебе ам-ам.

       Помнится, я написал такой комментарий: «Не знаю, можно ли называть такое стихами. Но ясно одно: такое приходит не в голову, а сами понимаете, во что, – и не в порыве вдохновения, а в каком-то совершенно неестественном порыве». И по случаю привёл пародию Евгения Нефёдова: «А нейтрализовать эти «сногсшибательные капканы» можно только так:

Осторожны будьте, мальчики,
Не случилась бы беда...
Так не суйте ваши пальчики
Сами знаете, куда…
А уж лучше указательным,
Изогнув его слегка,
Вы мне долго и старательно
Покрутите у виска.

       Подобное грехопадение в поэзии наблюдается теперь и в «Персоне», беспомощно ученическом лито, «помощь» которому оказывают, как я понял, далёкие от понимания истинной поэзии профессора литературы. Знаю точно, таким известным всей России поэтам, как Виктор Смирнов, места в исследованиях и диссертациях СмолГУ не найдётся.
     И шутка в данном контексте просто необходима, иначе печаль захватывает всего тебя полностью. Куда мы плывём, куда ведём молодёжь усилиями наших элитарных интеллектуальных преподавательских кадров высшей школы?
      Вульгаризация и разрушение красоты и богатства великого и могучего русского языка – это было явно неприкрытой целью тех «полистилистов-метаметафористов». Эффектно назвать себя считалось ими уже венцом их успеха.
       И это приветствовалось прозападно либерально настроенными литераторами. Да чего греха таить, в редакции альманаха «Истоки» патриотического издания «Молодая гвардия» я сам был непосредственным участником и свидетелем того, как Рой, главный редактор «Истоков», показала мне рукописи их стихов. А книжку, состоящую из четырёх авторов, где был и Парщиков, мне даже подарила, мол, учись, как сейчас надо писать.
     Все эти «постмодернисты, конструктивисты, метаметафористы-полистилисты» тогда смешались в одну кучу, и хаос в их творениях царил – как апофеоз тогдашней перестроечной молодёжной литературы.
Их давно уже забыли, однако они успели отметиться в истории советской литературы.
     Вот такого же постмодернистского либерально ориентированного направления придерживается теперь смоленская «Персона», созданная и вдохновляемая на творческие «подвиги» Павловой и Романовой. Мало того, на представлении этой самой своей «Персоны» они умудрились уже получить миллионные президентские гранты. Интересно, те, кто гранты выделяет, прочитывает ли тексты этих самых «персональных» авторов? Скорее всего, нет. Иначе они просто схватились бы за голову, и их оторопь взяла бы, как меня. И что на эти гранты было выпущено? Брошюрного типа несколько альманахов с опусами этих незадачливых бумагомарателей.
      И вот, наконец, три вышеназванных смоленских радетеля молодёжной «персональной поэзии» решили выпустить книжкой целое исследование и представить на комиссию по присуждению престижной премии самого А.Т.Твардовского! Спрашивается, какое отношение имеет эта самая «Персона» к А.Т.Твардовскому, автору широко известной, ставшей народной, поэмы «Василий Тёркин»?
        И очень хочется задать вопрос «наставницам»: есть ли в стихах их питомцев слова «Отечество», «Отчизна», «Родина»? Не найдёте! Ибо для них, этих профессоров СмолГУ, как и для всего их либералитета, это слова явно инородные.
       А пользуясь тем, что они в комиссии по премии им. А.Т. Твардовского, они стали вести себя хозяйками положения, вызывающе отзываться о кандидатурах представленных писателей-прозаиков и поэтов-патриотов и «зарубать» их, ставя им максимально низкие баллы. Так они хотели «зарубить» Н.Ф.Чугункова-Кривича, старейшего писателя, одного из ведущих сегодня мастеров смоленской прозы. Да в случае с ним сделать им этого всё-таки не удалось, он единственный за девять лет из нашей патриотического образца писательской организации Союза писателей России получил премию им. А.Твардовского.
       Зато с лёгкостью стали протаскивать своих, из СмолГУ, не имеющих своими писаниями ничего общего с Твардовским.
           Слишком уж стали они, эти две профессорши, всем навязывать свои негативные мнения, запросто менять давно апробированное Положение о премии, что выглядит крайне некрасиво и не делает им чести.
        А чиновники департамента Смоленской области по культуре идут у них на поводу. Вместо того, чтобы проводить в жизнь государственную культурную политику, тем более, в такое грозовое время, в годину роковую для всего нашего Отечества, они плетутся в хвосте у этих хвалёных профессоров, волей или неволей льющих воду на мельницу «пятой колонны».
          Вот меня, секретаря Союза писателей (а это категория центрального писательского органа – Союза писателей России). легко выбросили из комиссии, без предупреждения и уведомления, проявив неуважительное небрежение ко мне, отсутствие такта и этики, а стало быть, и уважения к самим себе.
          А слабо́ также вычеркнуть из состава комиссии Павлову и Романову, введённых в неё ещё бывшим опальным начальником областного департамента по культуре Черняковым?
          Думайте сами, решайте сами! Но чувствую, скоро ваше время истечёт.
Словом, честь имею!
Олег Дорогань, секретарь Союза писателей России, член приёмной комиссии Союза писателей России, сопредседатель правления Смоленской областной организации СП России.







Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12