https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Форте и пиано пастельной живописи

   Владимир Петьков – художник и педагог, доцент Смоленского государственного университета, награжденный Золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России», стипендиат Администрации Смоленской области.
  Окончил Брянское художественное училище (1982), художественно-графический факультет Смоленского государственного педагогического института им. К. Маркса (1992). Работает в области пастельной и масляной живописи, владеет смешанными техниками. Активно участвует в международных, всероссийских и региональных выставках. Высокопрофессиональный мастер, руководитель и участник интереснейших пленэров, он обладает большими организаторскими способностями.
 В представленной экспозиции творчество Владимира Петькова отражает всю хрупкость и пленительность пастельной живописи. Автор работает разными материалами и во многих жанрах. При этом представленная объемная и содержательная экспозиция собрана исключительно из пастельных пейзажей последних лет, что свидетельствует о богатстве его художественной практики.
  Являясь универсальной техникой, пастель дает возможность решения творческих задач в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа, тематической композиции. Но в то же время именно она максимально требовательна к уровню профессиональных навыков художника и умению бережно обращаться с материалами, точно угадывать нужный тон. Мастер пастели подобен пианисту, который изменением силы нажатия клавиш создает новый оттенок тона в музыкальной интерпретации. И Владимир Петьков обладает такими исключительными способностями, ощущением пигмента и его изменений при приложении давления разной силы, что может быть результатом многолетнего изучения художественного потенциала данного материала.
  Автор активно использует выразительные возможности бумаги, комбинирует слои пастели разной плотности. Его работы показывают пример верного подбора по цвету и тону общей гаммы сюжета. Они демонстрируют большое разнообразие приемов. Это сочетание энергичной штриховки с накладываем пигмента боковой поверхностью мелка или применение карандашной техники, штриховка с сохранением бархатистой поверхности фактуры. Он добивается нужной легкости без активной растушевки, используя просвечивание бумаги, а также нескольких красочных слоев сквозь друг друга. Его способ работы с пастелью заключается не в том, чтобы заполнять пористую фактуру бумаги, а в том, чтобы позволять текстурированной поверхности стать частью картины. Это создает иллюзию трехмерности. Художник избегает чрезмерного смешения, разрушающего цвет, тем самым сохраняя сочность палитры.
   Потрясает энергетика работ Владимира Владимировича, которая достигается щедростью колористики и динамичностью цвета. Ощущение сияния воздушности создает умелая передача солнечного света на изображаемых объектах. Оригинальность в трактовке света и цвета основана на передаче их непосредственного восприятия в условиях постоянно изменяющейся действительности. Это требует тщательной натурной работы на пленэрах, вырабатывающей умение правильной фиксации решающих элементов, образующих форму и ритм.
   Длительные наблюдения за изменениями пейзажа научили автора избирательности в поисках момента наиболее фактурного состояния («Август. Иван-чай цветёт» (2018), «Утренний туман» (2018), «Река детства» (2019), «Ветреный день» (2021), «Пасмурный день» (2022), «Свет утренних лучей» (2019), «Перед грозой» (2019)). Даже в тенях он видит разнообразие и живость цвета. Темно-лиловые или индиговые тени в пейзажах дают глубину пространства. В четких и графических краях цветовых масс сказывается сила быстрого и подвижного темперамента. К базовому диапазону тональных значений он умело добавляет вариации в отдельных фрагментах пейзажа, при всей многоцветности сохраняя его гармоничную целостность.
  Продуманность композиции соответствует традициям русской реалистической школы живописи. Композиционные эффекты создаются упрощением сцены. Художник не увлекается мелкими деталями, делая акцент на нескольких основных цветовых массах. Отличительная особенность стиля – склонность к горизонтальной композиции. Эту горизонталь создает дорога на переднем плане («В разгаре осень золотая» (2016), «Холодный ветер. На этюдах» (2021), «Лесная поляна» (2019)), гладь реки или озера («Весна. Переславль-Залесский» (2020), «Весна. Переславль-Залесский. Устье реки Трубеж» (2015), «Озеро» (2020)), панорамная протяженность жилого массива («В тени большого дома» (2023), «Луч света» (2020), «Село Тесово» (2020)), лесной поросли («Осенний шум» (2021), «Дорога на Михновку» (2021), «Солнечная опушка леса» (2019)). И когда вводится диагональ, она часто смягчена горизонталью. Такими нивелирующими элементами являются, например, мосты в картинах «Вдоль старой Смоленской дороги» (2020) и «Май» (2018), или стена монастыря в работе «Болдинский монастырь. На этюдах» (2021). Это дает ощущение умиротворенности, спокойной протяженности и непрерывной текучести жизни.
   В пейзажах большое значение имеет пространство небес. Порой главный драматизм картины создает именно эта зона. Мягкие пастельные тона особенно подходят для передачи эффекта меняющегося неба. Это и движение облаков из верхнего левого угла в нижний правый, помогающее создать ощущение взгляда вверх («Перед грозой» (2021), и дрейфующие облака («Лебедянь. Тяпкина гора» (2019), «Плывут облака» (2021)), и пятнистый свет, искрящийся сквозь деревья («Осенний шум» (2021), «Окно» (2019)), и пылающий закат зимой («Зимний лес. Сумерки» (2021)). В ряде картин можно видеть высокий горизонт, усиливающий эффект многоплановости («Луч света» (2020), «Село Тесово» (2020), «День угасает» (2022), («В тени большого дома» (2023)).
   Важной сюжетной темой в творчестве художника является человек в пространстве. Владимир Петьков изображает мир извне, как окружение человека. И мир этот велик. В одних работах – земное пространство, не подверженное антропогенному влиянию, в других – место человеческого бытия, пассивного в урбанистических панорамах и активного в жанровых ценах. Обитателями этого большого мира становятся не праздные люди, у каждого есть свое дело, своя забота: рыбак удит рыбу («Весна. Переславль-Залесский. Устье реки Трубеж» (2015)), мама ведет ребенка («Весна. Переславль-Залесский» (2020)), старушка с вязанкой хвороста погоняет прутиком своих козочек («В разгаре осень золотая» (2016)), направляются по своим делам прохожие («Дом» (2018), «Дорога на Михновку» (2021), «В Ельце» (2021), «Мост» (2021)), торговцы представляют свой товар (серия картин «Рынок» (2019)), строители занимаются реконструкцией («Ремонт старого дома» (2020)), велосипедист мчится по аллее («Сумерки. У пруда» (2021), «У подножия храма» (2021)), пожилой священнослужитель направляется в храм («Ветреный день» (2021)). Иногда изображен одиночный образ в пространственном окружении, определяющем образ жизни персонажа. Особенно интересен повторяющийся сюжет: художник, сосредоточенно пишущий этюд («Болдинский монастырь. На этюдах» (2020), «Холодный ветер. На этюдах» (2021), «Мост» (2021)). Если «художник в мастерской» – распространенный сюжет, то «художник на пленэре» – более изысканная и сравнительно молодая тема.
   Выставка демонстрирует позитивное отношение художника к жизни, огромный опыт в области техники мягкой пастели, ландшафтной композиции и теории цвета. Умея виртуозно преобразовать обыденность в лирику, Владимир Петьков обогащает знания собственным опытом и передает их ученикам, удачно реализуя себя в искусстве и педагогике.

Фотогалерея

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12