https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Чацкий в «Зеркале»

Пьеса графини Ростопчиной, авторское название которой «Возврат Чацкого в Москву, или Встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки. Продолжение комедии Грибоедова "Горе от ума"», написано в 1856 году. Предпринятые при жизни автора (Е.П. Ростопчина умерла в 1858 году) попытки напечатать комедию и поставить её на сцене Александринского театра успехом не увенчались, поскольку пьеса не была пропущена цензурой. Смоленский спектакль в постановке художественного руководителя народного театра «Зеркало» Сергея Синицына  и в исполнении молодых актёров-любителей едва ли не первая сценическая версия этого во всех отношениях замечательного текста.

Комедия «Возврат Чацкого» представляет собой памфлет, направленный как против западников, так и против славянофилов. Увлечение славянофилами, группировавшимися вокруг журнала «Москвитянин»,  к середине 50-х годов сменилось у Ростопчиной разочарованием. Как говорится в одном из писем графини литературному критику и переводчику А.В. Дружинину, славянофилы «сочинили нам какую-то мнимую древнюю Русь, к которой они хотят возвратить нас, несмотря на ход времени и просвещения...»

Западников в пьесе представляют студент Цурмайер и Петров, связанный с журналом «Современник», славянофилов  – Платон Михайлович Горячев и его жена, вводящая в дом Фамусова поэта Элейкина.  Прототипом этого персонажа, по мнению литературоведов, является поэт и публицист А. С. Хомяков – один из идеологов славянофильства.

В сцене с участием славянофилов Элейкин с особым пафосом читает стихотворение, заканчивающееся словами:

Шипучие вина забудем!..
Анафема трюфлям у нас!..
Славяне!.. отныне мы будем
Есть кашу – и пить только квас!..

Подчеркнуто гротескные сцены политической схватки славянофилов и западников, закончившиеся в спектакле поединком на шпагах и демонстративным уходом представителей обеих партий, поставлены и сыграны весьма и весьма убедительно. Заметно, что молодые артисты-интеллектуалы  остро чувствуют перекличку времен. Руководитель театра «Зеркало» доцент кафедры философии С.Н. Синицын в интервью «Рабочему пути» признался, что, когда впервые прочитал пьесу, был просто ошеломлён её современностью, «возникло ощущение, что она была создана в наши дни, а не в XIX веке. Все те же горячие споры о России, узнаваемые персонажи. Совпадения не случайны, они актуальны и сейчас».

Избрав поначалу для себя роль бесстрастного наблюдателя, Чацкий в конце концов не выдерживает и выступает с резкой критикой обеих политических партий. «О, поджигатели общественного мненья, – обращается он к спорящим. – Безумно жаждая и славы и молвы, смущаете наш век несбыточным мечтаньем». Естественно, это никому не понравилось, в результате, как и четверть века назад, Чацкий остается в одиночестве. Его союзником оказывается одна княгиня Ольга Юрьевна Цветкова, прототипом которой считается сама автор пьесы – графиня Евдокия Петровна Ростопчина. Но и на неё общество смотрит косо.

Искусственность не только политических взглядов, но и личных взаимоотношений и даже чувств, царящих в фамусовском салоне, подчёркиваются и в оформлении спектакля, в котором использована  символика игральных карт. В центре выгородки – поражающий Змея Святой Георгий – великомученик и наиболее почитаемый не только в православии святой. В народной традиции Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и скотоводов. Существует мнение, что образ Святого Георгия, известного в легендах и сказках под именем Егория Храброго, слился в народном сознании с языческим Даждьбогом. Можно предположить, что таким образом авторы спектакля выразили надежду, что когда-нибудь это «взбаламученное море» политических игр иссякнет, и обновленная Россия воспрянет.

Если пьеса Ростопчиной  имеет преимущественно политическую подоплёку, отчего, собственно, в своё время и была запрещена к постановке, то в спектакле «Зеркала», по моему впечатлению, главное внимание сосредоточено всё-таки на человеческих взаимоотношениях. Свидетельствуют о том игровые вставки из «Горя от ума» – интерлюдии, рассыпанные по всему спектаклю «Чацкий. Возвращение в Москву» и помогающие зрителю вспомнить основные перипетии грибоедовского «Горя от ума». Чацкого, Софью и Молчалина в основном действии и в интерлюдиях играют разные актёры.

Действие происходит в 1850 году в Москве, всё в том же доме Фамусова, куда, как и 25 лет назад,  вновь приезжает Чацкий и где он встречается со многими  действующими лицами, знакомыми читателям и зрителям по «Горю от ума». Авторы спектакля ставят перед собой задачу понять, как же за прошедшие четверть века изменились грибоедовские герои: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Софья Павловна…

Фамусов уже старик, ему 78 лет, Скалозубу – 55, Молчалину, как, впрочем, и Чацкому, – 48. К слову, играют молодые артисты без грима. Возраст своих персонажей они с разным успехом пытаются передать с помощью темпа речи, пластики и жестов. Труднее всех Чацкому: он почти все время на сцене.

Спектакль начинается с выхода хозяина дома. Фамусов по-прежнему вальяжный барин, не чуждый модных увлечений. Чацкий застаёт его, как бы сейчас сказали, за кастингом. В утреннем халате, восседая в кресле, он любуется танцем трёх полуодетых граций. Можно предположить, это крепостные девушки – кандидатки в актрисы его домашнего театра.

Чацкий повзрослел, он сдержан в проявлениях чувств, уж не бросается, как в прежние времена, спорить и опровергать. «Я хладнокровней стал, умнее и добрей, / Так с суетой мирской и глупостью людей / Скорей сойдусь и помирюся!.. – словно бы уговаривает он сам себя в первом внутреннем монологе.

Едва он успевает ответить на вопросы Фамусова, откуда прибыл и чем был занят все эти годы, а он много путешествовал, занимался статистикой и геологией, участвовал в научных конгрессах, как в салоне появляется первая гостья. Это графиня Хрюмина, знакомая нам по пьесе «Горе от ума» графиня-внучка. Она-то и рассказывает Чацкому, кто на ком женат, кто с кем, а главное, на какие доходы живёт в Москве.

Есть чему подивиться. Софья замужем за Скалозубом, который стал генерал-губернатором. У них двое сыновей – студентов университета и две дочери-невесты. У Молчалина с его женой – красавицей-полячкой – тоже четверо детей, правда,они значительно моложе детей Скалозубов. Молчалин, пользуясь протекцией Фамусова, дошел «до степеней известных», заседает в сенате. Графиня намекает, что покровительством Фамусова его бывший секретарь пользуется  не столько «потому, что деловой», сколько благодаря своей жене Гедвиге Францевне, точнее, особым отношениям между ней и старым сластолюбцем: «Хозяин наш без памяти влюблён в неё…»

Нельзя сказать, что Чацкого рассказ графини очень уж удивил. Перед его глазами возникают сцены 25-летней давности, слова Молчалина об «умеренности» и «аккуратности»,  а также о том, что «в мои года не должно сметь своё суждение иметь»…

Его скорее поразила степень притворства графини, пыл, с которым она   принимается расточать любезности при появлении супруги Молчалина. «А врозь послушать их – друг другу ничего не спустят», –   замечает он.

Удаётся Чацкому «помириться» и с услышанным о своей юношеской любви  к Софье Павловне. Они выросли вместе, он не может не знать, насколько Софья умна, начитанна и способна на  самостоятельные суждения. Перед его внутренним взором возникает сцена встречи с Софьей 25 лет назад, взволновавшие его холодность девушки и в то же время её красота и загадочность.

Теперешний, 48-летний, герой смотрит на себя молодого со снисходительной улыбкой. Он абсолютно спокоен. Но любил ли её Чацкий тогда, в молодости? Знакомо ли вообще ему чувство любви? Это вопрос. В сценах из комедии Грибоедова, когда он разговаривает с Софьей, пытаясь с помощью карикатурных портретов выяснить, как она относится к Молчалину и Скалозубу, и не может этого сделать, его задевает, что предполагаемые соперники так ничтожны. И ни слова о любви!

Продолжая рассказывать Чацкому историю замужества Софьи, графиня Хрюмина с особенным удовольствием поведала, что после известного ему домашнего скандала Фамусов, как и грозил, отправил непокорную дочь к тётке «в глушь, в Саратов», держал её там год, а потом выдал за Скалозуба.

По словам графини, Софья со своей судьбой примирилась довольно скоро. В семье у них  полный достаток, Софья  руководит карьерой мужа. Получив должность губернатора, Скалозуб, который всегда умел, используя служебное положение, извлечь выгоду, как выразилась всё та же графиня, «грабить стал обеими руками». Единственное, что не устраивает Софью в сложившейся ситуации – это привязанность её отца к семейству Молчалиных. Молчалин является опекуном имений, он решает все денежные вопросы Фамусова. Естественно, как наследнице это не может ей нравиться, а потому между обеими семьями назревает конфликт.

Смутившись в первую минуту при встрече с Чацким, Софья Павловна представляет ему обеих своих дочерей, особо не скрывая надежды выдать одну из них за него, ведь он родовит, богат и до сих пор холост.

Автор пьесы не удержалась и от соблазна хотя бы через четверть века отомстить Софье за её пренебрежение любовью такого человека, как Чацкий. Здесь же, в салоне, благодаря потерянной записке едва ли не на глазах у всего общества открывается, что живущий в доме Скалозубов учитель ведет двойную игру: у него роман не только с Софьей Павловной, но и с её дочерью. Создатели спектакля усиливают эффект вставкой фрагмента из «Горя от ума», когда отвергнувшая Чацкого и объявившая его сумасшедшим Софья в смятении узнает о предательстве Молчалина, о том, что его «любовь» к ней – одно лишь притворство и игра, затеянные ради будущей карьеры.

Что касается актёрской игры, разумеется, она небезупречна. Важно одно – молодые исполнители искренне увлечены материалом и готовы к художественному осмыслению воспроизведенных в пьесе политических и философских направлений, характерных для России  позапрошлого века.

Замечательно, что благодаря победе в конкурсе Фонда Президентских Грантов-2018, в работе над спектаклем принимали участие  заслуженные артисты России Людмила Лисюкова  (сценическая речь) и Игорь  Голубев (сценические бои), балетмейстер театра драмы Елена Егорова (сценический танец, пластика), доцент кафедры дизайна СмолГУ Анастасия Шведова  (сценический костюм) и другие профессионалы высокого класса.

Ну а то, насколько важен театр для развития личности вообще и личности будущего врача, это разговор отдельный. Ещё Гиппократ, которого и сейчас почитают медики, утверждал, медицина – это искусство.

Напоследок хотелось бы добавить, что пьесу Растопчиной активно пропагандировал смоленский журналист Дмитрий Тихонов. Завсегдатай отдела редкого фонда областной библиотеки им. А.Т. Твардовского, ещё в 2005 году (вскоре после премьеры в государственном драматическом театре комедии «Горе от ума» в постановке московского режиссёра Юрия Клепикова) Д.Г. Тихонов в статье «Чацкий возвращается» рассказал в «Смоленской газете» о произведении графини Ростопчиной и выразил надежду, что пьеса, с момента написания которой в 2006 году исполнилось ровно 150 лет, тоже когда-нибудь увидит свет рампы. И вот, наконец-то, свершилось.

На снимках:

1. Софья – Кристина Шлык, Чацкий – Владислав Жаворонков, графиня Хрюмина  – Анастасия Огарёва.
2. (Интерлюдия из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») Чацкий – Александр Арапов, Софья – Ксения Лососкова.

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12