Искусство смоленской "глубинки"?

Открывается экспозиция работами участников изостудии Геннадия Александровича Улыбина. Казалось бы, начинающие художники, делают лишь первые шаги в искусстве, а ведь цепляют! Уже первые картины: М.В. Кузнецовой и В.Е. Попова – абсолютно разные по технике, мироощущению, палитре – задерживают внимание. Хотя вроде бы ничего особенного. «Зимняя дорога», «Март в Гредякине» М.В. Кузнецовой выполнены в традиционной манере, но есть нечто живое за мазками, композицией, гармонией тональностей. Это индивидуальное мироощущение, своё чувствование природы, вдохновенно переданное на холст.  У В.Е. Попова иное мироощущение, четкий образ, мрачный колорит, работа «Воспоминания старого фонаря» ассоциируется с Эдгаром По, а «Дом, которого нет» и который у всех в памяти, обращает к размышлениям о преходящем всего земного, всего материального. И так далее!  Все работы учащихся студии (Л. Жигачёвой, Л. Ситниковой, Г. Степанова, Д. Кудряшовой и других) отличают не только умение, развитие мастерства, но и индивидуальное прочтение действительности, умение переложить его на холст, поделиться своим мироощущением с созерцателями.

 Уголки живой природы, храмы Вязьмы во все времена года притягивают, влекут, остаются в памяти. Многие работы не просто передают уголки города воинской славы, но порождают новый его образ. Мы видим неведомую ранее Вязьму. Например, на полотнах преподавателя художественной студии Н.И. Александрова «Смоленский мост в Вязьме», «Рано утром на Ямской» изображён город ранним утром. Когда ещё все спят, только солнце встаёт, освещая дома, храмы, улицы. Как-то иначе всё это видишь. Странно, но глядя на холст, явственно ощущение, что ты слышишь тишину городского утра. Да-да, когда ещё все спят…

В целом большая часть работ выставки посвящена многоликости мира, в котором мы живём. Но это не единственная тематика. Застываешь перед полотнами Г.А. Улыбина, повествующими о нашей истории. Это «9 мая. Бессмертный полк», «Вязьма – город воинской Славы» и совершенно потрясающая работа «22 июня. Поле Памяти. 4 часа утра. Оркестр им. Дубровского». Здесь всё сказано о пережитом нашим народом, о его жертвенности и благодарной памяти. Вообще, оркестр им. В.П. Дубровского - любимый коллектив многих смолян, но вот о таком его концерте в таком месте и в такое время лично я не знал. Низкий поклон!.. Едва посветлевшее небо и фигуры оркестрантов на месте страшной трагедии 1941 года. Вяземский котёл, это произошло здесь. Работа Г.А. Улыбина объединяет всех: погибших и помнящих. Пока служители культуры – и музыканты оркестра, и художник, их запечатлевший – способны на такое, Надежда остаётся живой. А рядом диптих Г.А. Улыбина «Золотая осень на реке Вязьма». Пред нами широкая панорама живого городка. Утопающего в деревьях, непритязательного, скромного и красивого именно своей скромностью. Глаз не оторвать!

Три работы Н.П. Кореневского повествуют о человеческих взаимоотношениях. Ах, любовь… Это на полотне «Сгорая плачут свечи». А когда догорят, жизнь возвращается в нормальное русло и – пожалуйста: «Встреча художников» - три ясных лица, полны взаимного интереса и понимания. О, им есть о чём поговорить, царит тонкий психологизм творческих натур уходящего поколения. И сколько же вокруг красоты! Например, работы  Л. Жегловой «Осень в лесу» (если не сказать пожар, совершенное чудо!) и «Моя деревушка». Интересно, что однообразие тематики большинства работ выставки не переносится на мироощущение, от них получаемое. И в то же время они все одаривают ощущением гармонии, своего рода алкоголем, которого вечно недостаёт. Пьёшь, пьёшь, и всё хочется добавить. Но поворотившись к полотнам В.М. Чайки, желание пропадает. Видишь четыре обобщённых образа, в центре - «Власть». На полотне – вроде как не знакомая морда. Но прочтя название, невольно начинаешь искать сходные черты с Путиным или Островским и – напрасно. Нет ничего общего и с очаровательным обликом главы Вяземского района И.В. Демидовой. Пред нами неизвестный гражданин, а вот присмотревшись к работе, узнаёшь среднестатистического россиянина новейшей формации с его «ценностями», так овладевшими нашим обществом. А рядышком три подвида: «Обещун», «Молчун» и «Верноподданный». Сарказм? Шарж? Каждый решит по-своему, но пред тобой работы честно мылящего, талантливого, смелого художника. Про таких раньше могли бы сказать: «Это стоит запомнить». Но эти полотна В.М. Чайки запомнит каждый, их видевший. Внимание любителей портретной живописи привлекут работы Н.А. Лучкина. В центре экспозиции полотна А.В. Матриросова «У подножия креста головы Иоанна Крестителя» и несколько других. Аскетично, строго, глубоко.

Итак, диапазон выставки художников Вязьмы широк, разнопланов, интересен и тематикой, и стилистикой. Скульптуры Н.П. Даниленковой, работы юных художников, например, Н.В. Чайки «Индийский океан», или «Кратер Нгоро-Нгоро» это уже совсем иная стилистика, как и графика Ю.Г. Жеглова, - смотреть и смотреть. Но выставка закончится 26 апреля, кто не познакомился, спешите исправить ошибку. Порадуемся за Вязьму!

Добавить комментарий