https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Гагарин и театр

В этой публикации для журнала «Смоленск» хочу затронуть еще одну гагаринскую тему: создание образа Юрия Гагарина на сцене. И в этом Саратов стал первым. Начну издалека – с посещения учащимся Саратовского индустриального техникума – «индустрика» Юрки, по прозвищу «Гагара», саратовских театральных площадок.

Предтеча космического полета

«Мы очень любили театр, а также музыку», - вспоминает друг Юрия Гагарина по саратовскому индустриальному техникуму, а впоследствии  доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой истории МАИ Виктор Сидорович Порохня. Вместе с классным руководителем, учителем математики Анной Павловной Акуловой, группа, в которой учился Гагарин, ходила в оперный театр имени Чернышевского, драматический театр имени Карла Маркса, цирк, на экскурсии по музеям и выставкам. По воспоминаниям Ю.А. Гагарина, ему запомнились оперы «Русалка» Даргомыжского, «Кармен» Безе, «Пиковая дама» Чайковского. А особенно его тронула музыка Глинки в «Иване Сусанине». Как пишет В. С. Порохня, на следующий день после посещения спектакля «Девушка с кувшином» Лопе де Вега в театре имени К. Маркса никто из студентов группы не мог ответить урок по математике, кроме Гагарина.

А в это время, ловкий, юркий,

Под баскетбольные аккорды

В аэроклуб Гагарин Юрка

Влетал, закружен лётным гулом,

Забыв про курс индустриальный…

А Анна Павловна Акулова

Его учила жизни правильной.

Она, его училка классная,

Жила со мной в одном дворе…

 До сих пор нынешний драматический театр имени Слонова окружает чугунная ограда, отлитая индустриками гагаринского выпуска. Активный участник художественной самодеятельности техникума Юрий Гагарин пел в хоре, играл на трубе в духовом оркестре, занимался в драмкружке. Как вспоминал его техникумовский товарищ по комсомольскому бюро Заслуженный работник культуры Н. Л. Курьяков, Юрий читал со сцены стихи С. Есенина, К. Симонова. А к художественному чтению Юрий приобщился еще в гжатской школе на уроках русского языка и литературы О. С. Раевской. В школьной самодеятельности он тоже играл на трубе, пел в хоре и читал стихи. Когда Юра со сцены читал стихи Н. Рыленкова «Я помню руки матери моей», женщины в зале плакали…

В 1965 году первый космонавт вновь побывал в Саратове. Народный артист РСФСР Лев Горелик вспоминал, что Гагарин рассказывал ему, как он, будучи студентом индустриального техникума, гуляя в Липках, перелезал через забор летнего театра на концерт эстрадного артиста. А индустрикам это было не впервой. Они также преодолевали деревянную преграду, разделявшую улицы Советскую и Сакко и Ванцетти, чтобы напрямую попасть из общежития в учебное здание техникума, зачастую разрывая штанины форменных брюк. На встрече с Гагариным в Саратовском Доме офицеров находился режиссер армейского народного театра, Заслуженный артист РСФСР А. В. Филистович, который рассказал космонавту о постановке спектакля о Циолковском «Дорога к звездам» и показал афишу. На ней Юрий Алексеевич оставил свой автограф. В РГАЛИ под шифром: ф. 656 оп. 5 ед. хр. 2824, номер фонда 656 в разделетеатра и драматургии /пьесы хранится машинописная рукопись. Заголовок: Б. Дьяков, М. Пенкин. "Дорога к звездам" - пьеса в 4-х д. Крайние даты: 1949. Количество листов: 72.

Любопытно, что русский писатель Леонид Андреев в начале века написал пьесу с похожим названием «К звёздам». В России пьеса была запрещена к постановке вплоть до 1917 г. Первая постановка - 21 октября 1906 г. в венском Свободном театре. Режиссер - Рихард Валлентин. Одним из действующих лиц пьесы был русский ученый, уехавший за границу. Директор обсерватории. Знаменит; член многих академий и ученых обществ. 

Пьеса Андреева не о космосе, а о революции. Маруся, невеста революционера Николая, после получения известия о его гибели, проклинает настоящую жизнь, мечтая о строительстве другой, с городами для калек и сумасшедших, убогих и слепых. А название города, в котором правителем будет Иуда, - "К звездам!"

Пьес о космосе не было, зато были фильмы. КАК СОЗДАВАЛСЯ советский научно-фантастический фильм о покорении космоса, созданный киностудией «Мосфильм» в 1935 году,-"КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙС -  рассказал кинорежиссер Василий ЖУРАВЛЕВ:

«Около огромной декорации «кабина ракетопланов» целая толпа. Переплет из стальных тросов уходит вверх, к электрическим талям, используемым в павильонах для подъема тяжестей. Здесь распоряжается крупнейший советский авиаконструктор Александр Александрович Микулин.

— Внимание! Полет! — раздается его властный голос. Взлетают вверх подвешенные на рояльных струнах мешки с песком, затем циркачи, заменяющие в опытных полетах артистов.

— Отставить! Вниз!

Взлет получается, но никакого парения... Вскоре в кабине появляется новая конструкция. Под потолком павильона на рельсах укреплена электроталь с мотором и шкивом, на котором намотан стальной трос. От троса идет пружинистый резиновый амортизатор, тот, что применяется при запуске планера. От амортизатора вниз тянутся рояльные струны. Они крепятся к специальному корсету со стальными пластинами, плотно обтягивающими тело актера. По команде «Полет!» монтер включает мотор электротали. Выбирается слабина троса, амортизатор тоже натягивается и подтягивает струны, поднимающие актера. Но амортизатор пружинит и тем самым дает актеру возможность плавно летать. Очень трудно парить в таком корсете, требуется большая тренировка, но это единственное найденное нами решение. Как сейчас, помню день, когда я был приглашен для приема удавшейся конструкции. Все в торжественно- приподнятом настроении. В костюмах, под которыми прячутся корсеты, стоят молодые циркачи. Команда, и циркачи, взмахнув руками, взлетают, как птицы. Радости нет границ! Все аплодируют сияющему конструктору и его помощникам. Сидя в сторонке, я уже строчу телеграмму Константину Эдуардовичу о создании «мира без тяжести», как вдруг раздается отчаянный крик оператора Гальперина:

— Простите, а на скольких струнах летает этот юноша?

— На... восьми, — отвечает кто-то не очень бодро.

— Вы сошли с ума! — восклицает оператор. — Я вижу их все до единой!

Я прячу бланк телеграммы в карман — видение струн невозможно, этим уничтожается эффект трюка.

И вот после многих месяцев подготовки в съемочную группу стали приходить сообщения: «Вышло», «Получилось!», «Полетели!»

Лето 1946 года. В московском Институте межпланетных сообщений проводятся первые опыты по подготовке полета на Луну. Первые опыты не приносят успеха. Запущенный в космос кролик гибнет в полёте. Вторая ракета с кошкой на борту бесследно исчезает. Тем временем, на Луну на гигантском космическом ракетоплане «Иосиф Сталин» отправляется его создатель академик Павел Иванович Седых вместе со своими спутниками: Мариной — ассистентом профессора Карина и пробравшимся на корабль в последний момент перед стартом юным изобретателем Андрюшей Орловым. Путешественники прилуняются на обратной стороне Луны, откуда перебираются на видимую с Земли сторону и подают сигнал в виде слова СССР, который успешно принимают с помощью телескопов земляне».

Доро́га к звёздам» — советский научно-фантастический фильм 1957 года. Режиссёр — Павел Клушанцев. Совмещает в себе элементы научно-фантастического игрового кино и научно-популярного фильма. В форме игрового кино показан первый в мире полёт человека в космос (за 4 года до полёта Ю. А. Гагарина).

В 1958 году наш земляк ЛЕВ КАССИЛЬ, лично знавший К. Э. Циолковского при жизни, бывавший у него в Калуге, написал книгу «Человек, шагнувший к звездам», в которой дает литературный портрет знаменитого ученого, рассказывает о своих встречах с ним, о его удивительной жизни и замечательных изобретениях, впервые открывших для человечества «путь к звездам».

Пьеса, которую ставил Аркадий Витальевич Филистович на сцене народного театра Саратовского гарнизонного Дома офицеров в 1961 году, была написана задолго до первой постановки в Саратове – в 1949 – м. Почему же? Ответ дал интернет, рассказавший о ее авторе.

Драма драматурга

Дьяков Борис Александрович (1 июня 1902, Воронеж, Российская империя — 3 августа 1992, Москва, Россия) — русский советский писатель, прозаик и драматург, журналист, репортёр, очеркист. Член Союза писателей СССР (1958). Член КПСС, партийный работник, участник Гражданской войны. С 1920 года работал на различных, преимущественно административных должностях в губернских учреждениях. 1929, октябрь -поступление штатным репортёром в редакцию воронежской областной газеты «Коммуна». Главный редактор — А. В. Швер. (ШВЕР Александр Владимирович - 1898, село Базарный Карабулак Вольского уезда Саратовской губернии - 14.04.1938, город Хабаровск). Знакомство с секретарём воронежского обкома партии Иосифом Михайловичем Варейкисом.

1935, апрель. — Переезд в Сталинград. Работа корреспондентом газеты «Сталинградская правда» под руководством А. В. Швера. Работа совместно с С. С. Свэновым (фельетонистом «Правды Востока», самаркандцем Самуилом СоломоновичемВогманом) над инсценировкой «Анны Карениной». Постановка пьесы в драматическом театре.

1937. — Переезд Варейкиса и Швера в Хабаровск. Приглашение работать литературным секретарём и фельетонистом в редакции газеты «Тихоокеанская правда». Отъезд в Хабаровск. Снятие Варейкиса и Швера с занимаемых постов, их репрессирование и расстрел.

1938—1942. — Возвращение Дьякова в Сталинград. Отказ в приёме на работу в редакцию газеты. Написание пьесы «Любовь и ненависть» и предложение её областному театру для постановки. Знакомство с местным уполномоченным Главреперткома М. С. Пенкиным. Начало совместной работы с Пенкиным над пьесой об обороне Царицына.

1942—1944. — Оборона Сталинграда. Написание пьесы «Мужество». Переезд редакции в Палласовку. Сопровождение эшелона с эвакуированными в Пермь. Обсуждение пьесы «Крепость» в Пермском драматическом театре. Поездка в Москву. Назначение редактором в издательство «Молодая гвардия».

1944—1946. —Направление директором и главным редактором открываемого в Ленинграде отделения издательства «Молодая гвардия». Переезд в Ленинград. Укомплектование штата редакции издательства. Привлечение ленинградских писателей к работе издательства. Встречи с О. Ф. Берггольц, Б. Д. Четвериковым, П. Лукницким, А. Я. Яшиным и др.

1946, весна — 1949. — Вызов в Москву. Перевод заместителем заведующего отделом пропаганды в аппарат ЦК ВЛКСМ. Совместная работа с Пенкиным над пьесой «Студенты». Назначение инспектором по идеологическим вопросам при Секретариате ЦК комсомола, затем главным редактором художественных фильмов в Министерстве кинематографии СССР. Работа над пьесой «Дорога к звёздам». Доработка пьесы «Солдаты революции».

1949, 10 ноября — 1954. — необоснованно репрессирован, приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей как «участник троцкистской группы Варейкиса». Внутренняя тюрьма на Лубянке. Допросы. Тюрьма Сухановка. Одиночная камера. Подвальный карцер. Бутырская тюрьма. Этап: Восточная Сибирь — Тайшет. Озерлаг. Работа на строительстве дороги на Братск, конюшни, складов, на лесоповале.

1954, 14 июня. — Освобождение. Реабилитация. Возвращение в Москву. Получение компенсации и комнаты в коммунальной квартире. Восстановление в партии. Устройство внештатным рецензентом и редактором художественной литературы в издательстве «Советский писатель». Продолжение работы над пьесой о Циолковском.

 В Википедии в разделе «Публикации» - Пьеса «Человек, опередивший время». (1962; совместно с М. С. Пенкиным) посвящена К. Э. Циолковскому.

И еще один документ, характеризующий личность драматурга,  в отличииот его физиологической характеристики: словесный портрет по анкете арестованного: рост — средний, фигура — полная, голова — с проседью, глаза — серые, лицо овальное, брови — широкие, нос — толстый, рот — большой, губы — тонкие. Особые приметы: родинка на левой щеке.

ИЗ ПИСЬМА Б. ДЬЯКОВА МИНИСТРУ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СССР

«Два с лишним года я нахожусь в заключении, не совершив никакого преступления перед партией и Советским государством — ни словом, ни делом, ни мыслью. Сижу среди врагов в чуждой и гнетущей меня духовной атмосфере. Временами кажется, что все это происходит в каком-то страшном бреду...

Вы знаете, что враги народа, сидевшие до 1937 г. в руководящих организациях Воронежской и Сталинградской областей, широко афишировали себя безупречными большевиками, и не я один верил в их преданность партии, не я один не мог распознать в них двуликих Янусов. Должен сказать, что я никогда, к счастью, не раболепствовал перед руководителями области. В газетах нет ни одной моей подхалимской статьи, хотя и Варейкис и Швер , и иже с ними что было мочи раздували свои авторитеты, насаждали культ преклонения перед ними. Но для этой цели они прибегали к помощи не местных журналистов, а известных московских писателей, занимающих и сейчас видное положение в Союзе писателей. Если потребуется, я могу дать об этом подробное показание…

  Осенью 1937 г. «Тихоокеанская звезда» напечатала мой фельетон «Под вывеской музыкальной комедии», который вскрыл в Хабаровском театре группу антисоветчиков. Эта группа была репрессирована.

Кроме того, считаю своим долгом сообщить Вам, что, работая в Сталинграде, я в течение ряда лет являлся секретным сотрудником органов, причем меня никто никогда не понуждал к этой работе, я выполнял ее по своей доброй воле, так как всегда считал, и считаю теперь своим долгом постоянно, в любых условиях, оказывать помощь органам в разоблачении врагов СССР. Это я делал и делаю...

Выполняя конкретные поручения органов, я сдал в Сталинградское управление НКВД ряд материалов об антисоветской агитации, проводившейся отдельными лицами и группой лиц, работавших в литературе и искусстве. В частности, о клеветнических произведениях местных писателей Г. Смольякова, И. Владского и других (осуждены органами); о систематической вражеской агитации, которую вел финский подданный, артист Сталинградского драмтеатра Горелов Г. И. (он же Полежаев Г. И.), прикрывая ее симуляцией помешательства (осужден в 1941 г.); о враждебной дискредитации Терентьевым Ф. И. знаменитого советского писателя А. Н. Толстого на банкете в редакции в 1936 г., и т..д....

29 мая 1950 г. подал заявление в МГБ СССР (через следователя Чумакова) о подрывной работе ряда лиц в советской кинематографии. Судя по газетам, часть моих сообщений подтвердилась... В декабре 1950 г. в Озерлаге на лагпункте 02 я выдал органам письменное обязательство содействовать им в разоблачении лиц, ведущих антисоветскую агитацию. Это содействие я оказываю искренне и честно и нахожу в этом моральное удовлетворение от сознания, что я и здесь, в необычных условиях приношу известную пользу общему делу борьбы с врагами СССР.

Борис Дьяков 7 января 1952 г. Озер лаг, л /п 02».

В «Повести о пережитом» Борис Дьяков вспоминал:

— А я вам гостинец приготовил, — сказал мне Толоконников поутру в канцелярии.

Он вынул из ящика книжку. Провел пальцем по тряпичному корешку. Хлопнул ладонью.

— Переплели?

— Сохраните на память о старике переплетчике!

Мы крепко обнялись.

— Спасибо, дорогой.

То была пьеса о Циолковском — «Дорога к звездам». Я написал ее вместе с Михаилом Пенкиным. Мы подружились еще в тридцать пятом году, в Сталинграде. Пенкин тогда работал в отделе искусств крайисполкома, в газетах печатались его литературные статьи и театральные рецензии. Молодой, жизнерадостный Миша — шатен с глазами каштанового цвета — был по-юношески влюблен в театр, в искусство. После войны я вместе с ним работал в ЦК комсомола… Тогда мы и задумали «Дорогу к звездам». Издательство «Искусство» выпустило пьесу отдельной книжкой, но… на другой день после моего ареста. Тираж изъяли. Успели продать совсем небольшую часть. Вера прислала пьесу в лагерь. Ее читали заключенные, благодарили. Брали за зону вольнонаемные, возвращали молча. А Крючок повертел книжку в руках, прочитал фамилии авторов и спросил: «Этого, что с тобой писал, еще не посадили?..»

Толоконников залюбовался обложкой: на ней был нарисован несущийся в просторы Вселенной космический корабль.

— Чудесная сказка! — сказал он. — Думаете, осуществится? Полетим туда? — Петр Степанович глазами показал на потолок.

— Не только думаю, а знаю.

— Вон даже как?

— Полетим! Нашу пьесу консультировал видный ученый. Так он сказал, что существует предположение, что первый полет человека по орбите вокруг Земли произойдет примерно в шестьдесят четвертом году. (Журнал «Октябрь» 1964 год).

Пересечение судеб

Удивительны пересечения судеб разных людей в России. Режиссер саратовского армейского народного театра, поставивший спектакль Дьякова и Пенкина «Дорога к звездам», Аркадий Филистовичпосле службы во время войны сержантом в стрелковом полку Красной Армии в Иране начинал свою театральную жизнь в Сибири, в театральной студии при Омском драматическом театре. В 1945 – 1947 годах учился вместе с будущим народным артистом СССР Михаилом Ульяновым. В студии преподавал уроженец Саратовского края, выпускник Высших государственных мастерских театрального искусства в Саратове, исполнитель роли В. И. Ленина в спектаклях Омского областного драматического театра народный артист РСФСР Николай Колесников. В это время на сцене Омского театра играл Вацлав Дворжецкий, позже перешедший в Саратовский театр имени К. Маркса. В Омском театре служил артист Саратовского ТЮЗа, народный артист СССР Александр Щеголев, наш земляк, артист саратовских театров ТЮЗа и драмы, народный артист РСФСР Всеволод Лукьянов. И позже  в театре работали  выпускники Саратовского театрального училища имени И. А. Слонова: народная артистка России Наталья Василиади (Потасуева), заслуженный деятель культуры Омской области Элеонора Кремель, дочь бывшего директора Саратовского Дома учителя Виктора АбрамовичаКремеля.

После двухлетней роботы актером в Саратовском ТЮЗеФилистович направляется в Хабаровский край уже в качестве режиссера. В 1949 году в Николаевске-на-Амуре молодой режиссер создал армейский народный театр на базе Дома офицеров, где раньше находился областной драматический театр.

Нижне-Амурский областной драматический театр был организован в 1937 году, утвержден отделом по делам искусств Хабаровского крайисполкома и зарегистрирован Нижне-Амурским областным финансовым отделом.командующему Дальневосточным фронтом генерал-полковнику Пуркаеву обязать командующего Северо-Армейской группой войск генерал-майора Черемисова выделить Николаевскому-на-Амуре облдрамтеатру в помещении Дома Красной армии одну комнату для проведения репетиций и одну для канцелярии театра. На фасаде здания размещена мемориальная доска, на которой написано: «В этом здании 24.07.1936 г. во время встречи жителей города с участниками легендарного перелёта Москва – о.Удд выступал В.П.Чкалов». В 1937 г. здесь был расположен колхозный театр. В том же году ему был присвоен статус областного драматического театра, который осуществлял театральные постановки до 1948 г. С 1949 до 1966 тут находился Дом офицеров СА. Артисты театра Григорий Дыбов и заслуженная артистка РСФСР Зинаида Чернова позже работали в Саратовском ТЮЗе.

В 1952 году А. В. Филистович переводится на работу в Приволжский военный округ. И здесь, в саратовском Доме офицеров, руководит драматическим коллективом. Сплотив вокруг себя любителей театрального искусства, Фипистович работает над произведениями классиков отечественной и мировой драматургии. На афишах появляются имена А. Островского, К. Гольдони, В. Вишневского. Поставив "Оптимистическую трагедию", он показал, что самодеятельный армейский коллектив способен к созданию на самодеятельной сцене ярких драматических полотен.

Весна 1959 года принесла большую радость коллективу: ему одному из первых было присвоено звание народного театра.

Коллектив рос, приобретал опыт. Под силу стали такие крупные пьесы, как "Именем революции" Шатрова, где впервые на самодеятельной сцене был воплощен образ В.И. Ленина.

1961 год - двойной праздник: театр едет на гастроли в Москву, а режиссеру за плодотворный и многолетний труд по руководству армейской театральной самодеятельностью присваивается звание Заслуженного артиста РСФСР.

Полет Гагарина совпал с постановкой спектакля «Дорога к звездам». Режиссер не мог не откликнуться на это мировое явление. И вот в финале спектакля появляется первый космонавт Юрий Гагарин. Характерный режиссерский прием Аркадия Филистовича- сквозь тюлевый занавес задника узким лучом прожектора высвечивается лицо космонавта, и актер произносит всем известный текст: «Поехали!»

…Товарищем Юрия Алексеевича Гагарина по техникуму, по совместной работе в комитете ВЛКСМ литейного отделения был Николай Леонтьевич Курьяков - родом из Оренбуржья, где после окончания техникума Гагарин учился в Оренбургском летном училище. Н. Курьяков отвечал за литературно-воспитательную работу «индустриков», Ю. Гагарин – за спортивную, хотя и тот и другой были и спортсменами, и самодеятельными артистами.  Курьяков любил футбол, а Гагарин играл в духовом оркестре на трубе, пел в хоре, участвовал в драмкружке в Доме культуры «Трудовые резервы» учащихся проф. тех. образования, где и познакомились комсомольцы-активисты.

Гагарин и театр

Николай становится профессиональным актером в Саратовском ТЮЗе. Первый его спектакль «Они и Мы» Н. Долининой. Его партнеры по спектаклям выдающиеся «ТЮЗовцы»: З. Спирина, В. Строганова, Т. Хлебникова, П. Ткачев, Е. Росс, О. Балакин, И. Афанасьев, П. Сорокин. В спектакле В. Розова «Традиционный сбор» его партнером был приглашенный известный московский артист Е. Евстигнеев. О работе молодого артиста ТЮЗа писал корреспондент В. Андреев в газете «Коммунист». Спектакль «Обуховке нужны чудаки» по пьесе А. Бархоленко. Постановка Ю. Киселева и В. Чернина. «Опустившийся и безвольный пьяница Купидон в исполнении Н.Л. Курьякова не дебошир, не громила во хмелю и не клоун. Купидон Курьякова беспомощный и жалкий человек». А в жизни Курьяков активный, волевой, молодой коммунист, секретарь парторганизации детского театра. И одновременно руководитель театра чтеца во Дворце культуры «Россия». Умелый организатор Н.Л. Курьяков собрал в своем коллективе все лучшие чтецкие силы Саратова: школьников, студентов, рабочих, инженеров, ставших дипломантами и лауреатами областных, российских и всесоюзных фестивалей и конкурсов чтецов, проводимых ОК ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ, Всесоюзным Домом народного творчества. Николай Курьяков частый гость областного комитета комсомола, молодежной газеты «Заря молодежи», пропагандируя свой чтецкий театр, названный «Данко». Любительский коллектив театра много выступает по области: на всесоюзных комсомольских стройках, в сельских клубах, цехах заводов, оттачивая чтецкое и актерское мастерство. Реликвией стала фотография корреспондента ТАСС Ю. Набатова: «Данковцы» в красноармейских шлемах(буденовках) на дне Балаковской ГЭС. Вслед за московским театром «На Таганке», активно выражая свою гражданскую позицию, в репертуаре «Данко» произведения современных молодых поэтов Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского. В выступлениях курьяковского коллектива принимают участие саратовские поэты И. Тобольский, В. Шабанов, В. Разин, Н. Медведева, И. Андрусенко. Сценой спектаклей «Данко» часто бывали и сцена ТЮЗа, и сцена театра оперы и балета.

В Саратове всех людей, имеющих отношение к Ю.А. Гагарину, называют «гагаринцами». Помня своего сокурсника по индустриальному техникуму, ставшего первым космонавтом Земли, Н.Л. Курьяков по материалам публикаций о Ю.А. Гагарине и самого космонавта, написал сценарий и поставил спектакль в 1969 году «Гражданин вселенной» и вывел на самодеятельной сцене образ Гагарина. Хотя еще ранее в народном театре Саратовского дома офицеров в спектакле «Дорога к звездам», поставленным заслуженным артистом РСФСР А.В. Филистовичем о русском ученом К. Циолковском, появился на любительской сцене образ Ю.А. Гагарина. Этого же исполнителя взял в свой спектакль Н. Курьяков.

Символично, что в 2013 году в Саратовском народном музее Ю.А. Гагарина бывшего индустриального техникума на улице Сакко и Ванцетти, 15 состоялась гражданская панихида. Первый в России музей, основанный при жизни первого космонавта в 1965 году, впервые в своих стенах проводил траурную панихиду – прощание с товарищем Юрия Алексеевича по техникуму Николаем Леонтьевичем Курьяковым.

Уже в наше время, в начале 21 века в кадетской школе, находившейся недалеко от общежития, где жили Николай Курьяков и Юрий Гагарин, я ставил пьесу об ученической жизни Гагарина в Саратове, написанной кандидатом исторических наук, саратовским театроведом Вячеславом Дьяконовым. Решив приблизить сюжет пьесы к исполнителям, я предложил кадетам стать как бы экскурсантами в Гагаринском музее и отталкиваясь от экспонатов, начинать монолог или диалог, переходя к сценическому действию. Помня опыт своего сценического учителя, заслуженного артиста РСФСР Аркадия Витальевича Филистовича в постановке массовок, попробовал и я показать фрагмент баскетбольного матча во главе с Гагариным. Только глазами болельщиков. Усадив кадетов на ступеньках лестницы, попросил активно болеть за капитана баскетбольной команды Юрия Гагарина, помня мои посещения тренировок спортсменов во дворе техникума, которым я являлся свидетелем. Кадеты подняли такой шум: кричали, стучали ногами, свистели, что в испуге прибежал директор школы. Массовка удалась, но спектакль так и не появился.

Зато побывав в Калуге на получении приза журналистского конкурса «Моя малая Родина» в номинации «Величие России – в величии ее культуры», я посетил музей космонавтики, где директор вручил мне наградную медаль. Ю.А. Гагарин. Учреждена Ассоциацией музеев космонавтики к 35-летию полета 10.04.1996г.

Когда – то мы вместе с композитором Евгением Бикташевым, ныне народным артистом России, писали песню о космосе:

Солнце в закат, у мечты нет заката,

У мечты нет загадок –

Есть звездная карта дорог.

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12