Евгений Гонтмахер: « Я не маг и не астролог»

Времена поменялись. Слава Богу, мы не живем сейчас в эпоху гайдаровской шоковой терапии, когда в одночасье сбережения бывших советских граждан, ставших жителями новой России, превратились в пустые бумажки. Счета в сберкассах государство заморозило, месяцами люди не получали зарплаты, пенсий едва хватало, чтобы отоварить талоны, полки магазинов оказались пустыми.

Но сегодня речь пойдет не о диких 90-х, а об экономической ситуации в сегодняшней России. И  о перспективах  страны на ближайшие пять-шесть лет.  Поможет нам разобраться в состоянии экономики известный ученый и практик, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора   по научной работе Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Шлемович Гонтмахер. Его биография имеется в любой поисковой системе Интернета, о жизненном пути этого авторитетного экономиста знают многие наши читатели. Поэтому не буду подробно останавливаться на его должностях и результатах деятельности  в структурах советского Госплана, российского Министерства труда, в аппарате Правительства. Скажу только, что Евгению Гонтмахеру довелось работать с шестью премьер-министрами.

Он  весьма критично  относился к пенсионной реформе 1992 года. К памятной монетизации льгот не имел никакого отношения. После ее запуска посчитал для себя невозможным оставаться в структурах власти, определявших социальную политику. И с тех пор, по собственным словам, Евгений Шлемович наслаждается свободой. Сейчас он активно сотрудничает с Комитетом гражданских инициатив Алексея Кудрина.

Евгений Гонтмахер стал гостем клуба-отеля «Высокое», традиционно приглашающего на встречи со смолянами известных политиков и экономистов, профессионально разбирающихся в происходящих в нашей стране процессах. Формат встреч не предполагает дискуссий. Гость делает сообщение по теме разговора и отвечает на вопросы смоленских аналитиков, интересующихся социологией и общественно-политической жизнью России.

Нынешняя встреча была вдвойне любопытна в связи с тем, что проходила после президентских выборов. Возможно, часть наших читателей будет разочарована: гость Смоленска не является поклонником избранного подавляющим большинством избирателей Президента. Но в этом, может, и имеется своя интрига. Правда, Евгений Шлемович высказывался весьма осторожно и не делал, как говорится, сногсшибательных выводов.

Итак, с самых первых слов выступления Евгений Шлемович заявил, что не считает Владимира Путина эффективным президентом. Последнее Послание, по мнению гостя, который являлся соавтором нескольких Посланий, носит популистский характер. Но на сей раз в нем есть очень важное признание: наша страна отстает от ведущих экономик мира по всем параметрам. Последние годы потеряны. Десять лет происходит топтание на месте, потеряны позиции, которые страна занимала еще совсем недавно. За последний год ВВП Соединенных Штатов Америки возрос на 3 процента, в европейских странах - на 2-3 процента, а у нас - на 1.7. Но как считать этот рост? Была холодная зима в Европе, продали больше газа, вот и чуть подрос ВВП.

Экономист убежден: рост ВВП без реформ невозможен. И 2 процента будут при этом условии большим счастьем, а заявленный президентом рубеж в 3-4 процента невозможен. Экономику не обманешь. У нас, по мнению Е.Гонтмахера, не умеют управлять неопределенностью, у нас умеют иметь дело со стабильностью.

В реформе нуждается само государство, которое осуществило сверхцентрализацию и  задавило местное самоуправление. При населении  146 миллионов человек 40 миллионов - пенсионеры, 15 - бюджетники, 1 миллион военнослужащих, 4 миллиона силовиков, 2.5 миллиона чиновников плюс члены их семей. Итого, две трети населения напрямую обеспечиваются государством.

Государство довольно, сформировалась большая корпорация. Добиться справедливости гражданам зачастую невозможно. Государству независимый суд не нужен. Можем ли мы представить себе, чтобы суд отменил, скажем, Указ Президента? А депутаты потеряли чувство оппонирования. Государственная Дума должна выполнять  функцию  эксперта. Но этого нет, и качество законов не выдерживает критики.

Властные структуры устраивает сегодняшнее положение. В этом Евгений Шлемович видит самую  большую проблему. И те же идеи, которые передает в систему власти Комитет гражданских инициатив,  на практике оказываются невостребованными властью. Ей никакие идеи в принципе и не нужны.

В экономике отсутствует конкуренция. Нефтяная и газовая отрасли являются образцами провального менеджмента. Единственная корпорация в государственном секторе экономики, которая добивается более-менее приличных результатов,- это Росатом.

Доля малого бизнеса, несмотря на разговоры о необходимости его поддержки, уменьшается: число закрываемых предприятий превышает численность открываемых. Эпоха банков закончилась. Вот уже и Греф заявил об увольнении тысяч юристов. Потому что оценку рисков - основную функцию банков -  надежно исполняет Интернет. Не случайно тот же Сбербанк уже переходит на кредиты он-лайн.

Недавние события в Волоколамске, когда жители, несколькими днями ранее отдавшие 70 процентов голосов за В.В. Путина, забрасывали губернатора Воробьева снежками, свидетельствуют о шаткости положения в стране, когда любой сбой может привести к непрогнозируемым последствиям, когда от любви до ненависти порой действительно один шаг.

За годы с 2000-го по 2008-й благодаря высоким ценам на нефть доходы россиян возросли в 2,2 раза. Сегодня они снизились на 15 процентов. В Кремле считают, что это люди выдержат. И переводят стрелки на внешнюю политику. Доводилось даже слышать такое: вот, мол, Япония 20 лет без экономического роста живет. Но при этом почему-то забывают, каков уровень жизни в Японии и какой у нас.

Комитет гражданских инициатив выработал стратегию развития России на новый президентский срок Владимира Путина. Но есть опасение, что будут использоваться только выборочные меры. А это крайне неэффективный курс. Вот сегодня почему-то забывают о том, что первый из памятных майских указов президента касался экономической политики. Поставленные в указе цели не достигнуты. Президент на это реагирует так: я намеренно ставлю нереальные цели. Если сделают половину, я их прощу, объясню народу это снижением цен на нефть и т.п.

Участники встречи задавали вопросы по недофинансированию здравоохранения (у нас на медицину направляется 3,5 процента бюджета, а в развитых странах - 6-7 процентов), по энергосбережению (расходы снижаются в разы, а в Стокгольме весь общественный транспорт работает на энергии, полученной от сгорания мусора), по тарифам ЖКХ и о возможных техногенных катастрофах. Мне, например, запомнился ответ Евгения Гонтмахера на вопрос о состоянии образования в стране. Гость привел такой пример: российский школьник легко покажет на карте, где находится Калифорния,  американский Москвой назовет прежде всего городок в Америке, а российскую столицу найдет с помощью Интернета. Зато кто победит в создании бизнеса? Наша школа может научить ученика даже программированию, подготовить его к победе на Всемирной олимпиаде школьников. Но чувство самостоятельности, предприимчивость и умение найти точки применения своих талантов российская школа не прививает. Учителя сами не переобучаются - на это у них нет ни времени, ни денег. Заедают текучка, отчеты. В каждой шестой российской школе нет даже канализации.

Словом, встреча с Евгением Гонтмахером заставила участников задуматься о проблемах нашего бытия. Возможно, не во всем можно было согласиться с гостем. Но в том, что новому-старому президенту России в ближайшие годы придется столкнуться со многими проблемами в стране, что нельзя упускать время на реформы, убедились все те смоляне, кто провел вечер в компании с большим интеллектуалом и ярким экономистом Евгением Шлемовичем Гонтмахером.

Добавить комментарий