Рожденье красоты и надежды 

Для автора этих строк имя Светослава Олеговича Арайса в пояснениях не нуждается – замечательный художник! Живописец, график, дизайнер, о выставках которого писал неоднократно, искренне восхищаясь его мастерством, а потому и на его предложение съездить на открытие выставки в Десногорске согласился с радостью. Интересно, какие работы покажет художник городу смоленских атомщиков? Быть может, что-то новое для себя увижу? И пока Светослав Олегович вёл к Десногорску свою старенькую «Ниву», радовался за десногорцев, они сегодня приобщатся к уникальному миру участника многих всероссийских и международных выставок, лауреату, кстати сказать, Серебряной медали Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство». Это десногорцы, а как жители других городов Смоленщины? Почему бы департаменту по культуре в тесном взаимодействии с организацией смоленских художников не организовывать художественные выставки во всех райцентрах области? Две-три в течение года, но в каждом городке? Пока шумели колеса, вспомнилось детство, оно у меня прошло в Сычёвке, где пришлось увидеть всего одну художественную вставку за первые 16 лет жизни, это были работы нашего учителя рисования Б.П. Пантелеева. Жизнь прошла, но помню до сих пор с каким интересов, даже восторгом, мы, его ученики, рассматривали представленные пейзажи, портреты, натюрморты. С каким удивлением, если не восторгом погружались в сказочный мир гармонии цвета, оттенков, мазков. Как немели перед мастерством, такого привычного нам, отнюдь не безгрешного  человека! (Если урок рисования приходился на один из последних, да если ещё класс занимался во вторую смену, Борис Пантелеевич мог придти чуть-чуть выпив. Мы это замечали и даже как будто радовались. Учителю оказывалось не чуждо, что и всем рядом живущим! Что делало его ближе и как-то доступнее, что ли…).  Но вот его выставка в ДК, и онемение наше от восторга, от поклонения и уважения к Б.П. Пантелееву нового, неведомого нам до этого уровня. Но это более полувека назад. Почему бы сегодня департаменту культуры  работы смоленских художников не показывать жителям райцентров на постоянной основе? Приобщая жителей глубинки к современному искусству, приобщая к красоте, которая может спасти мир? Открывая юным смолянам варианты новой гармонии мира и его духовного облика не всегда замечаемого далёкими от искусства людьми? Что видят жители Тёмкина, Угры, Сычёвки, Холм-Жирков, Ершичей, Хиславичей, Шумячей, Монастырщины и так далее, «кроме телевиденья»? Неужели нужно объяснять, что в этой работе и должна состоять основа деятельности чиновников от культуры?!

Пока про себя молча корил чиновников, «Нива» Арайса благополучно прибыла в Десногорск. Оказывается, выставка размещена в одном из залов историко-краеведческого музея. Входим. Сразу вижу знакомую серию графики Светослава Олеговича «Ирония автопортрета» и не могу не остановиться. Тридцать или сорок автопортретов и ни одного повтора! Блеск! Сколько эмоциональных оттенков! Да такого разнообразия и не каждый фотограф сможет дать со всей современной техникой. А здесь всё своей рукой и сердцем. Мастер? Да, но умению и даже мастерству можно и научить не очень одарённую личность, а вот такое многообразие в прочтении одного образа может дать только талант от Бога, и его носитель, осознавший этот дар и верно служащий ему. Но это эпиграф к выставке, а где же сама экспозиция? И название выставки «4 – Арайс – 4», откуда?..  Ах, оказывается, здесь представлены работы четырёх авторов и все под одной фамилией. Кто же они, помимо главного её носителя? Оказывается, это дизайнеры Елена Арайс – супруга Светослава Олеговича и дочери  Ольга и Анастасия. Итак, перед нами семейная выставка дизайнерских работ. Вспоминаю, что в 2000 году С.О. Арайсу была присуждена Государственная стипендия в области дизайна. Он Лауреат Всероссийской национальной премии в области дизайна «Виктория» в номинации дизайн–педагогика за рекламную графику на объемно — пространственных формах. Избран членом ревизионной комиссии Смоленского отделения Союза дизайнеров России. Преподаёт на соответствующей кафедре СмолГУ. Его дизайнерские работы известны далеко за пределами Смоленщины вплоть до столицы, где он участвовал в оформлении парка им. Горького – всего не перечесть. Творческая деятельность Елены Арайс, как оказалось, отмечена Благодарностью министерства культуры РФ, званиями лауреата и победителя многих международных и всероссийских конкурсов. Творчество дочерей Ольги и Анастасии также широко востребовано в Москве и Беларуси, где они живут и работают. На выставке представлены фотографии работ всех Арайсов: трикотажная одежда, оформление различных интерьеров и так далее. Правда, фотографии даже очень хорошие никогда не в силах передать обаяние оригинала. И здесь ахиллесова пята открывшейся выставки. Так мне подумалось, но главное только приближалось! Это мастер-класс по написанию натюрморта Светославом Арайсом под наблюдением преподавателей ДХШ Десногорска и её учеников.

На глазах десятков присутствовавших художник составил оригинал будущего натюрморта: на спинку стула набросил вышитое полотенце, поставил горлач с частично отбитым краем, положил какие-то овощи, что-то ещё.. Одел рабочий блузон, достал мольберт, палитру, краски. Рядом расположился учащийся художественной студии Олег Седунков, пред ним опять-таки мольберт, холст, палитра… Арайс предложил использовать  три краски для написания, плюс – белила, для создания оттенков. И начался процесс художественного творчества. Как же это захватывает! Впервые наблюдая как белый холст превращается в произведение искусства, пускай и не претенциозное, но живое, испытываешь и тревогу, и разочарование, и удивление. Тревогу, поскольку никакого изящества не зришь с самого начала! Вот первый мазок, следующий. Как они примитивны, грубы. Да ничего интересного так создано не будет! Это твоё дилетантское ощущение. Сильное, уверенное, диктующее скепсис ко всему происходящему. Но спецы продолжают, и всё в том же духе. Как-то грубо, где изящность жеста?! Где изысканность мазка?! Нет. Примитивизм… Правда, мальчик как-то старательней движет кистью, а вот Арайс… Просто мажет. Малюет! И смотреть на это? Взгляд стремится к окружающим фотографиям. Там гармония, изящность, красоты и комфорт. А тут… Пока вздыхаешь, художники работают, мажут… Но что-то у них там начинает возникать. Твой взгляд всё неотрывней от мольбертов. У мальчика как-то плосковато, а вот у Арайса всё живее… Да! И тоньше, и нежней, и точнее и как-то хрупче?.. Теперь ты уже неотрывно следишь за каждым мазком, и каждый представляется тебе лишним, могущим всё испортить. Волнение заставляет переживать… Но Арайс спокоен, меняет ракурс взгляда, что-то добавляет, теперь его мазки единичны, легки, ненавязчивы. Они приобретают лёгкость! И в тоже время такие простые… Ну, так, слегка мазнул, кажется, мог бы этого и не делать. Нет, он опять что-то добавляет, опять отходит, вот вновь мазнул…

Процесс создания длился немногим более часа. Результат? К финалу все стояли, не сводя с мольбертов глаз! На наших глазах из ничего возникла красота. Непретенциозная, тихая, чистая, живая. Смотрели и не верили глазам, что вот это рождалось так просто на наших глазах, что отныне данное полотно есть произведение искусства. Никто из присутствовавших не станет того отрицать. Сотрудники музея попросили Светослава Олеговича сделать дарственную надпись на рождённом натюрморте, что он с удовольствием и исполнил. Мальчик тоже передал действительность. Талантливо, как отметил Арайс, ученически, но, конечно же, перспективно. Он намерен продолжать учёбу, идти по жизни творческим путём, Арайс уверен, что у него получится.

Присутствовавшая на открытии выставки член правления регионального Союза дизайнеров Т.Н. Селякова предложила учащимся студии подумать о выборе профессии дизайнера, которая даёт простор для многогранной творческой самореализации, предоставляя  возможность не только жить творчески, но и неплохо зарабатывать как на собственных проектах, так и на реализации проектов коллективных. Учащиеся были в восторге.   

Прощаясь, сотрудники ДХШ и музея выразили надежду на проведение полномасштабно выставки Арайса в Десногорске: «Мы надеемся, мы будем ждать» - и так далее. На что Светослав Олегович иронично пояснил, что выставку он готов провести, но только при активном участии приглашающих,  а это обеспечение транспортной доставки и так далее. Сотрудники музея и ДХШ заверили, что постараются, приложат все усилия…

И вновь художник вёл свою «Ниву», подмораживало, потом пошёл дождь, дорога становилась скользкой. Вроде культурной политики в Смоленской области…

Добавить комментарий