https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Деревенские истории семьи Дроздовых
Коренев Владимир №11 (291) ноябрь 2024 г. 159 Традиции
Ежегодно члены Смоленского отделения Союза художников России, которому исполнилось 85 лет, организуют десятки выставок. Каждая из них своеобразна и привлекает повышенное внимание смолян и гостей города. Но смею утверждать, что совпавшая по времени с торжествами организации выставка творческих работ семьи Заслуженного художника России Евгения Дроздова стала самой яркой в 2024-м году. Мы почувствовали на ней традиции, заложенные еще матерью Мастера, увидели блестящие творения Евгения Дмитриевича и его детей – Алены и Анастасии, а также внуков Полины и Матвея.
Расскажу читателям сайта журнала «Смоленск» об уникальной выставке словами его участников и гостей презентации.
Вот что сказала мне организатор выставки Алена Дроздова: «У меня год назад была персональная выставка. И вскоре меня пригласили организовать выставку здесь – в КВЦ имени Тенишевых. И я стала думать, что же буду выставлять, чтобы не повторяться с персональной выставкой. Родилась идея «Деревенских историй». Решила привести из деревни папины любимые кувшины, прялку, самовар – все, что нас окружало и окружает сейчас. Подумала, почему бы мне и сестру Настю не пригласить. В последний момент пришло в голову, что надо выставить бабушкин ковер, который у нас почти семьдесят лет висит в деревенском доме. Это ручная вышивка. Очень это трудоемкий процесс - вышить ковер.
Сначала выставка как бы собралась в голове. Но одно дело - в голове, а в экспозиции может все получиться иначе. И, действительно, выставка формировалась здесь: мы что-то довозили, что-то убирали. Несколько моих новых работ тоже представлены в «Деревенских историях». Например, осень в деревне Диво, где папа в лодочке на небе. Рядом работа «Благовещение», там тоже деревенский пейзаж. Вспоминаются рассказы бабушки о благовещении, взор падает на птичек. Невольно зрители ощущают деревенские традиции, потому что большинство из нас - деревенские, там наша малая родина. Либо сами родились в деревне, либо родители или бабушки. Словом, корнями оттуда.
Папа очень любил деревню. Для него это был его мир, он его создал – для нас, мы это так чувствуем. Сам построил дом, баню. До сих пор деревня – это святое.
Кстати, о бане. Мы после смерти папы ее не топим. Вообще после его кончины два года туда ездить не могли. А потом вдруг поняли, что мы уже не можем без нашей деревни. Стали ездить. Восстановили пол. И ощутили: вот он, этот мир, он продолжает жить. И так наш деревенский быт трансформировался в эту выставку. Она – о его жизни, о нашем детстве».
Младшая дочь Евгения Дмитриевича Анастасия тоже, оказывается, творческий человек: «На выставке представлены гобелены – ручное ткачество. Все они связаны с моей деревней. Большой гобелен изначально не задумывался как произведение деревенской тематики. Но в процессе работы я поняла, что ощущения навеяны моим детством. Это лес, который находится рядом с нашей деревней. Когда Алена предложила идею выставки, я поняла, что моя работа очень подходит сюда.
Я окончила отделение декоративно-прикладного искусства в Смоленском колледже искусств. А направил меня, вдохновил заниматься творчеством папа. Именно он подсказал идти учиться в колледж. А почему выбрала отделение декоративно-прикладного искусства, потому что уже тогда понимала, какой великий у меня отец, рядом сестра – сильный живописец, и у меня просто не будет сил с ними тягаться.
Поступила я в колледж в 2005-м году. До этого гобелены не вышивала. Но, конечно, иголка и нитка в нашей семье всегда были в почете, потому что моя бабушка Марфа Яковлевна – мама Евгения Дмитриевича - вышивала ковры. На выставке представлен один из них, изготовленный в 1959 году. Бабушка в детстве учила меня вязать носки. Я с этими клубками связана с детства. Но на мой выбор бабушкино мастерство не повлияло. Мне просто хотелось хоть в чем-то отличаться от папы и сестры.
Но, конечно, бабушкины гены проявляются и сегодня. Аленины дети тоже увлечены творчеством. Полина шьет куклы, Матвей лепит. Бабушка, конечно, многое в нас заложила. Помню, как любила я маленькой девочкой трогать этот ковер руками.
Специальность у меня – гобелен и художественная вышивка. Но мне ближе гобелен, потому что здесь больше возможностей цвета, практически живопись получается".
Среди посетителей выставки мой взор привлек мальчик, который очень внимательно присматривался к картинам и предметам деревенского быта. Вот что отметил этот ученик третьего класса: «Дорогов Андрей, учусь в художественной школе. Понравилось пасхальное яйцо – маленькая скульптура. Из картин – летний пейзаж. Особый стиль, необычное сочетание красок, яркое».
А скульптор Константин Куликов, который оказался поблизости, сказал: «Мне на выставке понравился синтез искусств. Здесь представлены декоративно-прикладное искусство, старинная вышивка, кружева, предметы быта, сделанные еще руками Евгения Дмитриевича, а также внуком Евгения. Если ходить по выставке, не читая фамилий, то складывается такое впечатление: представлено не творчество конкретных художников, а творчество семьи Дроздовых. Они – как сплав, как единое целое. Каждый индивидуален, но в общем контексте сливаются и продолжают творчество Евгения Дроздова. И делают свои новые открытия. В общем, выставка просто замечательная! Еще мне нравится, что авторы в живописи любят цвет. Он придает такое содержание картине, что на нее смотришь и любуешься, представляешь мозаику. Мерцания просто обалденные! Я воспринимаю выставку как праздник".
Один из ветеранов, Заслуженный художник России Владимир Лавренов, дал такой комментарий: «Мне многие работы близки и знакомы. Мой друг Евгений Дмитриевич – очень талантливый художник. Я его помню еще с тех давних пор, когда он только вступал в Союз художников. Мы с ним раньше выполняли монументальные работы – росписи на стенах, граффито. Было страстное желание украшать город. К сожалению, из этих произведений сегодня лишь единицы остались. А жаль! Современные «украшения» я не могу назвать творческими. Мне нравится Евгений как живописец. Это настоящая симфония! Повторить его невозможно. Женины творения сразу узнаешь среди тысяч работ. Я смотрю на картину и мысленно произношу: «Мой дорогой Женя». И дочь – очень талантливый Мастер! Многое переняла у отца, но индивидуальность все же заметна».
Мы, журналисты, редко берем интервью у своих коллег. Но перед Ольгой Сурковой хочется снять шляпу. Она – настоящий искусствовед, с профессиональным видением творчества: «На выставке мне больше всего понравилась ее атмосфера. Здесь ощущаешь творческий дух целой семьи. Люди живут тем, что здесь экспонируется. Это не просто некое пространство, которое пришлось подстраивать под рамки выставки. Это работы, которые сами вокруг себя гармонизируют это пространство, потому что они созданы в атмосфере любви, творчества».
Посетители презентации выставки были едины в оценках. Это - настоящее чудо, настоящее счастье погружения в гармонию с деревенской природой. В теплом семейном кругу гости презентации выставки получили массу положительных эмоций. Они словно вдохнули воздух деревни – особого мира, созданного Евгением Дроздовым и природой. Алене Дроздовой в полной мере удалось показать смолянам и гостям города кусочек этого мира. Малая родина отпечатывается в памяти самой разноцветной гирляндой добрых и ярких воспоминаний.
«Деревенские истории», как отметили выступавшие на презентации выставки, - это своеобразное посвящение русской деревне, красоте русской природы, уединению и размеренности сельской жизни.
Автор: Коренев Владимир
главный редактор журнала «Смоленск»
Фотогалерея
https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Журнал Смоленск
Интернет-портал областного журнала "Смоленск" об общественно-политической, экономической и культурной жизни региона.
Возрастная категория сайта: 16+
© 2006-2024
«Журнал Смоленск» Главный редактор ежемесячного журнала Владимир
Коренев.
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование
возможно только при условии гиперссылки на сайт www.journalsmolensk.ru.
Администрация сайта journalsmolensk.ru не несет ответственности за содержание комментариев.
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев