Выставка из собрания Смоленского музея-заповедника

В культурной жизни Смоленска совершается событие незаурядное. С 8 февраля открыта выставка автопортретов из собрания Смоленского музея-заповедника.  Она наглядно демонстрирует специфику жанра, обусловленную особой ситуацией творческого самосознания и самопознания. Выставка представляет интерес с исторической точки зрения, демонстрируя ряд глобальных тенденций: характерные формальные черты этого сложного жанра, его инварианты, приемы, ретроспективу развития. Позволяет она заметить и какие-то более частные, местные особенности. Например, высокий уровень художественной подготовки учащихся государственной художественной студии Пролеткульта, организованной в Смоленске в 1920-х годах, после которой студийцы (Лесько Н.И., Дорохов К.Г., Хазанов М.Т. и др.) смогли продолжить обучение в Высшем художественно-техническом институте Москвы (ВХУТЕИН). Важно и то, что в одном зале мы видим отражение ценностных доминант разных поколений художников.

Первую эпоху представляют художники, профессионально сформировавшиеся в дореволюционную пору. Сергей Васильевич Малютин (1859-1937), мастер портретной живописи, и в автопортретах сохранял верность своим изобразительным принципам. «…Он поднялся на недосягаемую высоту умением схватывать сходство, и притом сходство не фотографическое, а живое…» (В.Д. Поленов). Автопортрет 1924 года считается одним из ценных приобретений Смоленского музея. На нем есть дарственная надпись А.П. Мишонову и надпись на обороте: «Искусство и только искусство – верная радость жизни...». Он отличается от аналогичных работ других лет. Например, «Автопортрет в шубе» 1901 г. был написан в смоленский период его деятельности в усадьбе М.К. Тенишевой и создает образ барина на фоне русских просторов, с таинственными силуэтами всадников на заднем плане. На автопортрете 1918 г. уже иной подход к самоопределению: плотно сомкнуты губы, взгляд с легкой надменностью направлен на зрителя сверху вниз, одежда с низким вырезом горловины выдает стремление к простоте; кумачовый фон, бликами отражающийся на лице – приметы времени революционных перемен. Техника исполнения представленного на выставке автопортрета показывает тенденции зрелого периода творчества. Образ вылеплен открытыми мазками, с незначительной прорисовкой на темном неопределенном фоне с тяжелой портьерной драпировкой, этот фон оттеняет уставшую грусть многое пережившего человека. Характерная деталь – сигарета, подчеркивающая пренебрежение недюжинными тяготами, выпавшими на долю двадцатых годов. В ранних автопортретах отсутствуют головные уборы, одежда подчеркнуто открыта (распахнута шуба или вырез рубахи открывает ключицу); в автопортрете двадцатого года появляется маленький берет и аскетичный застегнутый костюм. А в смоленском автопортрете крупная кепка, наглухо застегнутый костюм делают образ более закрытым, обособленным от мира. Эта картина представлена в открытом доступе на ресурсе, содержащем крупное собрание живописи С.В. Малютина. Сейчас жители нашего города имеют возможность увидеть ее подлинник непосредственно.

Работа известного графика Павла Яковлевича Павлинова (1881-1966) 1918 года выполнена в технике ксилографии. Что придает особенную значимость экспонату, поскольку именно этот автор возродил искусство ксилографии, выработал специфические для этого искусства приемы, придавшие ему современное звучание. Художник использовал экс­прес­сив­ный чер­ный штрих. Его крупные глаза напряженно смотрят прямо на зрителя. Как теоретик искусства, автор исследовал проблемы зрительной глубины в изображении на плоскости, опубликовав в 1948 посвященную этому вопросу монографию. Автопортрет дает один из примеров творческого решения этой проблемы. На фоне вокруг лица центробежно расходятся кубические формы высотной по тем временам городской застройки. Этот прием, с одной стороны, создает ощущение глубины пространства, с другой, ставит вопрос о взаимоотношении творческой индивидуальности человека и утрированной урбанистической среды. 

Картина Веры Николаевны Глинки (1883-1955), внучатой племянницы композитора М.И. Глинки, раскрывает образ незаурядной женщины со сложной судьбой. Чуть сдвинуты брови и опущены уголки поджатых губ – вся она – воплощение строгой принципиальности и немого укора. Ее творческое наследие отличается большим жанровым разнообразием. Получив художественное образование высокого уровня в Смоленске и Москве, пройдя стажировку в Париже, она прожила богатую творческую жизнь, много сделав сохранения памяти о нашем знаменитом композиторе, организовав в ельнинском музее первую региональную экспозицию, посвященную М.И. Глинке. И при всем этом художнице, как представительнице дворянского рода, власти систематически отказывали в организации персональной выставки. Представленный автопортрет – это декларация жизненной стойкости, а сам факт включения его в экспозицию может быть расценен как акт почитания соотечественниками той, которая много сил отдала воспитанию нового поколения художников и формированию культурного наследия Смоленщины.

Автопортрет Николая Михайловича Чернышёва (1885-1974) – это небольшого формата линогравюра, которая также имеет особенное значение. Она отмечает год кардинальной перемены в судьбе и мировосприятии автора после событий Первой мировой войны: «Начиная с 1918 года, еще будучи в рядах Красной армии, я был захвачен французской живописью Щукинского музея, ставшего к тому времени общедоступным. В течение некоторого времени я находился под влиянием главным образом Пикассо. С изучением Пикассо начинается более углубленное, профессиональное распознавание живописи. Происходит полный разрыв с учебой, начинается радостное творчество. Вспоминаю его как светлый период в своем развитии». 1918 год стал временем поиска своего стиля вместе с другими членами объединения художников «Маковец», формирования творческой самобытности, чертами которой будут лаконизм и острая характерность. Представленный автопортрет уже намечает пути этого поиска.

К объединению «Маковец» принадлежал и Константин Клавдианович Зефиров (1879-1960). Ряд его живописных автопортретов двадцатых годов выполнен с юмором и самоиронией. Но этот его небольшой карандашный автопортрет 1927 года с тонкой тональной прорисовкой очень серьезен, хотя и выполнен как этюд. Он отражает приверженность автора к академической школе рисунка.

К другому поколению относятся художники, чья юность пришлась на годы становления советской государственности.

Смоленск – родной город для Татьяны Ниловны Яблонской (1917-2005), народной художницы СССР, дочери знаменитого смоленского художника и хранителя Смоленской картинной галереи Нила Александровича Яблонского. Представленный на выставке карандашный набросок автора хрестоматийного полотна «Утро» относится к сложному, но плодотворному периоду ее творчества. Она уже вступила в пору зрелого творчества, перейдя от крупных многофигурных полотен к изображению частной индивидуальности. В это время она необыкновенно работоспособный мастер, при этом – мама трех дочек, младшей из которых один год. И мы видим жанровый инвариант «автопортрет за работой», который раскрывает не только индивидуальность автора, но и природу творчества, способного выхватить из жизни мимолетное мгновение процесса рождения произведения, безгранично продлив его на плоскости листа.

Моисей Тевелевич Хазанов (1906-1980) – смоленский художник, учившийся в смоленской изостудии Пролеткульта и продолживший обучение во ВХУТЕМАСе. Автопортрет выполнен в импрессионистической манере, образ находится во власти стихии вдохновения, в его руках кисть и палитра, фигура в развороте на три четверти, но лицо повернуто к зрителю и один глаз прикрыт так, как будто художник изучает особенности натуры, глядя в зеркало. Моисей Тевелевич был представителем фальковской школы, воспитанной на традициях французских живописцев начала XX века. Автопортрет дает хороший пример усвоения уроков сезанновской революции в осмыслении законов цветовой пластики.

На картине «Двойной портрет. Память» Марии Алексеевны Клещар-Самохваловой (1915-2000) изображены образы любящих друг друга людей, которые трогательно обнимают друг друга так, как будто каждый из них пытается удержать самое ценное, что есть в жизни, понимая, что когда-то это придется потерять. Седина выдает зрелость их возраста. Лица обращены одновременно друг к другу и к зрителю, взгляды и взаимонаправлены, и уходят куда-то мимо, «в бытие». У автопортрета есть свой «затекст». Ученица и жена художника, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Александра Николаевича Самохвалова, Мария Александровна была на 21 год его младше и столько же лет прожила с ним в счастливом браке, разделяя все трудности творческой жизни. А после смерти мужа заботливо хранила его наследие.

Трагична судьба Николая Владимировича Иениша (1904-1943). Он воевал в ополчении, но в самом начале войны попал в окружение и умер в оккупированном Смоленске от туберкулеза. Автопортрет 1930-х гг. сохранил его образ и вечную память о нем. Наш земляк Константин Гаврилович Дорохов (1906-1960) окончил ВХУТЕИН, принял участие в героическом освобождении Севастополя в мае 1944 года. Написал замечательную книгу мемуаров о детстве в Смоленске, о годах учебы, о путях своего поколения («Записки художника», Москва: Сов. художник, 1974. 126 с.). Автопортрет выполнен в 1960 году – в год смерти автора. Образ художника дополняют рабочий фартук и кепка – знаки приверженности труду как главной ценности жизни.

Заслуженный художник Российской Федерации Петр Никифорович Ионов (1911-1999), добившись известности, не покинул родной Смоленщины. На выставке две его работы: «Автопортрет» 1963 года и «Автопортрет» 1990-х. На первом он еще довольно молод, с кистями в руках. На втором – это седой мудрец с задумчивым взглядом. Между ними – почти тридцать лет плодотворной творческой жизни.

В Смоленске прошли молодые годы Николая Ивановича Лесько (1907-1980). Участник Сталинградской, герой Курской битвы, он был награжден медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды. Автопортрет был написан в 1946 году, вскоре после пережитых ужасов войны, ранения.

Третье поколение – художники, молодые годы которых пришлись на самый трагичный этап XX века – Великую Отечественную войну.

К военному поколению принадлежал Альберт Георгиевич Сергеев (1926-2003), творчество которого смоляне хорошо знают. Совсем юный восемнадцатилетний паренек оказался в разведке, по его зарисовкам расположений вражеских войск составлялись планы ведения боевых действий. На автопортрете 1958 года он молод и целеустремлен. Его кредо («Я ставил цель и сметал все на своем пути для ее достижения») прочитывается во взгляде, смелом разлете бровей, в вихре лихого чуба.

Участником Великой Отечественной войны был художник Сергей Никанорович Круговов (1923-1998), награжденный орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». После войны он преподавал рисование в Рославльской школе-интернате для глухих детей, руководил художественной студией. На автопортрете мы видим образ мужественного человека, чье лицо выражает стойкое упорство, готовность достойно ответить на все превратности судьбы.

Смоленский художник Василий Логинович Зуев (1924-2001), уроженец Дорогобужа, был награжден медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны 1-й степени. Он совершил подвиг, уничтожив огневую точку противника. На картине художник изображен в своем неизменном черном берете, он задумчиво курит, опершись на стол, на котором лежит белый лист бумаги. О чем будет его следующая работа? Образы, встающие в его сознании, – это картины былых сражений, страшные будни войны. Они проступают на заднем плане, оживая в представлении художника, в его будущих работах и в этом автопортрете, фиксирующем один из самых потаенных мгновений работы творческого духа.

Искусно выполнен графический автопортрет 1957 г. Владимира Георгиевича Старова (1925-2013), уроженца Смоленска, Заслуженного деятеля искусств, Народного художника Российской Федерации, профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.  В войну он служил артиллерийским разведчиком, награжден медалью «За боевые заслуги». Без тени превосходства, с выражением спокойной наблюдательности во взгляде, с карандашом в руке, художник также стойко держится на своем, теперь уже трудовом посту.

Николай Ипполитович Обрыньба (1913-1993) в войну после Народного ополчения попал в плен, из которого удалось бежать. Большую ценность представляют его свидетельства о событиях тех страшных лет в рисунках и плакатах, которые он выполнял порой с большим риском для жизни. На автопортрете 1989 года изображен седой старик в простой домашней одежде. Но как мужественен его облик! Зная его жизнь, начинаешь понимать, откуда эта несгибаемая воля и прямота.

Ценности следующего поколения художников складывались в послевоенное время. Автопортрет нашего земляка, заслуженного художника России Анатолия Илларионовича Попова (1940-2017) выдает натуру артистичную. Почитатель древнерусского искусства, автор вносит в работу черты лика. Подчеркнуто вытянутые черты лица наделяют образ утонченной одухотворенностью. Самоироничный автошарж Миши Шаевича Брусиловского (1931-2016) вызывает добрую улыбку. С прищуром смотрит чуть вверх крупный мужчина с маленькими крылышками, реализующими метафору «полет вдохновения». Он держит мастихин, похожий на строительный мастерок. Рядом – ведро с краской и мольберт, который лишь намечен и не прорисован, что производит впечатление, будто холстом для художника является безграничное пространство.

Николай Иванович Касаткин (1932-2019) родился в деревне Жуково Смоленской области. Художественное образование получил в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова. Наследник традиции пейзажной живописи И. Шишкина, И. Левитана, он создал свой творческий метод многомерной оптики, когда одна картина или даже парные изображения встраиваются в другую. Работа «Летом» (1985 г.) – яркий пример такой композиции. Крупным планом дан подробно прописанный фрагмент кирпичной стены и сорные колючие травы перед ней. Целостность этой рукотворной преграды нарушает стеклянная плоскость оконного проема, которая дает многомерное отражение, усложняя структуру композиционных планов. Один уровень – само стекло с его радужно переливающимися на солнце бликами. Другой уровень – отражение художника, смотрящего в окно, как в зеркало, со стороны улицы. Следующий оптический слой – отраженный стеклом пейзаж знойного летнего дня. Далее – бабочка, ползущая по стеклу с другой стороны окна в пространстве дома. И наконец, – просматривающиеся сквозь стекло и открытую дверь на противоположной стене пространство сада с другой стороны дома, играющие дети, соседний дом и снова – большое окно того дома... Это сочетание реалистичности и концептуализма создает ощущение проницаемости пространства, несмотря ни на какие преграды.

Автопортреты Степана Сергеевича Новикова (1937-2005) отражают творческий путь от реализма к условности. Работа 1980 г. написана в стиле экспрессионизма -  фигуративной живописи. Но два автопортрета 2002 г. выполнены в характерной для его более позднего стиля манере непосредственной фиксации мыслеобразов. Лицо проступает сквозь формы букв и/или цифр, а может, схематичных силуэтов людей в разных позах. Концепция поиска себя в динамике жизни. И в то же время вызов нам, зрителям: сможем ли увидеть Человека, его чувства и эмоции за внешними проявлениями мира.

В творческой жизни Виталия Павловича Рыбакова (1944-2017) были разные этапы. От реалистической манеры своей молодости он перешел в зрелом возрасте к условно-ассоциативной живописи. Автопортрет 1976 года в технике пастели отражает дух его молодости. Он держит подрамник или держится за него, а в лице, глазах, устремленных на зрителей, уже читается отсвет будущих философских исканий.

Манера масляной живописи Любови Александровны Обориной (1944-2020) выдает в ней талантливого графика. Художница стоит перед мольбертом, спиной к зрителю (что необычно для этого жанра), лицо в профиль, обращено к окну, к озаряющему его солнечному свету. Слегка прикрытые веки выдают состояние сосредоточенного самоуглубления. В тишине и уединении рождается замысел произведения. На чистом еще холсте прозрачная темная ткань, указывающая на неясность будущего создания. Левая рука протянута к этой ткани, готова ее снять. Сознание художницы где-то на границе между еще скрытой теневой частью холста и той частью, которая уже освещена солнцем вдохновения. Правая рука держит уголек в жесте того мгновения, которое непосредственно предшествует началу творения.

В картине смоленской художницы Нины Ипполитовны Агеевой «По силам крест?» (2001 г.) показано отношение к творчеству как к служению, подвизанию добрым подвигом веры. Фигура художницы в робе, похожей на схиму, стоит на коленях, голова смиренно склонена. Рядом с ней палитра, кисти, сосуд для кистей – весь аскетичный скарб художника. Голубое небо с летящим ангелом пересекает плоскость белого холста на мольберте, создавая крестообразное пространство фона.

«Автопортрет на палитре» 2015 г. художника-смолянина Евгения Петровича Ревякова материализуется, проступая из хаоса цветовых и световых пятен. Описать его близко к истине может только поэзия: И в волны тумана сизого, / Окунутый легкий лик (М. Цветаева); Туманом легким парк наполнился, / И вспыхнул на воротах газ. / Мне только взгляд один запомнился / Незнающих, спокойных глаз (А. Ахматова).

В акварельном автопортрете (1965 г.) Владимира Александровича Лавренова художник изображен с карандашом в руке на фоне старорусского пейзажа. Молодой человек – сын родной земли, этого пространства с лесами и хатами, гармония с которым подчеркивается полным единством в фактуре и цветотоновом исполнении образов человека и мира, его окружающего. «Автопортрет в 20 лет» (1973) Виктора Николаевича Баранова передает дух средневекового портрета: юноша с крупной головой и узкими плечами в белой рубахе – символ приоритета духовного над материальным.

Юрий Иванович Попов назвал свой автопортрет «Предстояние». Художник стоит рядом с палитрой, вытянувшись, как солдат в строю. За его спиной в просвете между двумя декорациями видна храмовая гора, и к храму по узкому пути между двумя безднами идет схимник. Его предстояние и перед нами ставит вечный вопрос: что есть жизнь творца? Это служение высшему, символом которого является храм? А может, его жизнь – вечный цирк, балаганчик, где художник, как клоун или арлекин, болью своей души должен давать наслаждение публике?

 «Автопортрет в стиле Гойи» 1972 г. Валентина Ивановича Кожевникова прямо указывает на полотно, с которым вступает в перекличку по композиции, тону, деталям. Это автопортрет Франсиско Гойи 1815 года, того времени, когда великий художник переживал гонения инквизиции. Полотно имеет исповедальный характер. Гойя изобразил себя неопрятно одетым, демонстрируя пренебрежение условностями, что может позволить себе человек, так много переживший – потерю слуха, смерть любимого человека, войну. Но, перекидывая мостик к Гойе, Валентин Иванович через него связывает свою работу с традицией Рембрандта, любовь к которому отразилась в «Автопортрете» Гойи. В.И. Кожевников выполнил свою работу в той же бело-черно-коричневой рембрандтовской гамме, наметив линию предшествующей традиции, и показав этим, как много значат для его творчества мастера прошлого.

Вячеслав Фёдорович Самарин на крупноформатном диптихе «Не пройдет и полгода…» 1979 г. показал жизнь художника в таежном краю. Охотничью заимку наполняет жар печи. На левой части «Поет Анна Герман» автор зафиксировал те минуты, когда он один в тайге и впервые слушает по радио вдохновляющую песню. На правой части диптиха «Напарник» герой картины готовит нехитрый ужин. Спиной к зрителю он чистит картошку, глядя в открытый проем двери на своего напарника – лайку, смотрящую с улицы в избу, на хозяина и на зрителей одновременно. Глаза ее светятся необыкновенным светом. Это охотничья заимка – символ счастья простого бытия, в котором нет ничего лишнего, никакой мишуры городской или светской жизни, но есть все необходимое и важное: надежда и удача, дружба и верность, гармония с собой и с миром.

Отражением духа всей экспозиции можно считать «Автопортрет с маской» 1996 г. Владимира Ананьевича Петрова. Он обыграл многозначный символ. Красочный колорит картины отсылает к карнавальной тематике. Форма маски сходна с африканскими мистическими предметами языческого культа. Ее значение многомерно: защита от злых сил, проводник в иной мир, трансформация личности. Тут сближаются понятия «маска» и «образ»… Лик и личина… Я и другой Я… Alter ego

Фотогалерея

Добавить комментарий