https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Люди земли смоленской

- Сколько фантазии и образного видения мира в этих миниатюрках, - восхищался он, - в этих маленьких вещах, которые дети создают! Это же народный опыт, история, традиции. Это все оттуда идет – с нашей истории.

- Когда садятся в круг человек десять – пятнадцать, и они начинают вышивать, - отмечал педагог Понизовцев, кроме эстетического воздействия, еще и воспитательное влияние совместного  творчества, - это настолько важный фактор, потому, что он сплачивает коллектив. Во-первых, общение. Во-вторых, они советуются, как сделать. В-третьих, ты видишь работу соседа. И в-четвертых, твоя идея может стать идеей всех.

Художественная вышивка – одно из направлений творчества детей в системе дополнительного образования Пригорской средней школы.

- Интересная такая вышивка в современном дизайне, - пояснил Валерий Павлович. - Направление такое: современные костюмы и национальная вышивка. История, которая явлена нашему времени.

Разговор припомнился, когда с наступлением зимы осуществилось мое желание побывать на занятиях по рукоделию в школе. По первому снегу укатил в Пригорское и попал в атмосферу вдохновения и красоты.

Две недели назад отмечался Всемирный день рукоделия. К знаменательной дате была оформлена изумительная выставка творческих работ школьных дарований. Мне посчастливилось полюбоваться удивительными ее экспонатами. В роли экскурсовода выступила Галина Владимировна Сергеева, которая долгие годы вела здесь занятия, передавала секреты старинного мастерства, которые переняла у бабушки. В экспозиции было представлено и кружево, и макраме, и вышивка не только нитями, но и бисером, но и лентами, а также другие редкие работы, восхитительные по красоте и мастерству исполнения.

Заслугой Галины Владимировны явилось то, что в числе множества воспитанниц она подготовила талантливую преемницу – Оксану Анатольевну Захарову, которая получила педагогическое образование и вернулась в школу преподавателем иностранного языка. А когда понадобилось, приняла от Галины Владимировны эстафету на поприще дополнительного образования. И теперь сама учит мастерству на занятиях по рукоделию, продолжая традиции и добиваясь благотворных результатов.

РОДСТВА СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

Занятие, на котором мне посчастливилось присутствовать, Оксана Анатольевна определила как творческую встречу. И началось она с экспресс-опроса.

- Каждый из вас выбрал тот или иной вид рукоделия, - обратилась к питомцам Захарова. - Прошу ответить на вопрос: «Нужно ли рукоделие? Если нужно, зачем и почему выбрано тобою это направление?»

Среди ответов, что это модно и полезно, был и такой, какой дала девочка с пяльцами. Ее имя Регина Волкова.

- Я выбрала вышивку потому, что у меня одна бабушка вышивает крестиком, другая – гладью. Считаю, что рукоделие помогает отвлечься от проблем, уйти в свой внутренний мир. Оно позволяет совмещать приятное с полезным.

- Начинаешь думать на такие темы, которые без рукоделия не пришли бы на ум, - поддержала Оксана Анатольевна.

- Вязание дает возможность сделать оригинальный подарок, - привела довод в пользу своего выбора другая девочка.

- И тепло еще вдобавок ко всему. Здорово! – одобрила наставница Захарова.

- Еще можно продавать. Заработок какой-то.

- А почему и нет, - отреагировала на реплику Оксана Анатольевна. - И доход может быть, если возьметесь за дело профессионально и будете на заказ работать.

- Я выбрала вязание. У меня мама вяжет.

- Очень приятно, что вы занимаетесь рукоделием, - вступила в разговор Галина Владимировна Сергеева. – И хочу сказать, что это настолько творческие люди, которые к мастерству приобщились. Чем бы ни занимались, они всегда отдают себя полностью своему увлечению, избранному промыслу или делу жизни. Я услышала, что бабушка, мама и вышивают, и вяжут, и шьют – продолжают семейные традиции и передают их по наследству. Рукоделие на Смоленщине никогда не умрет. Не прервется связующая нить еще и потому, что мы живем в таком месте, где в многообразии проявилась творческая натура Марии Клавдиевны Тенишевой.

ОБРАЗ СОЗИДАТЕЛЬНИЦЫ

О Тенишевой – центральная тема.

- Я вам предлагаю прикоснуться к истории, - обратилась к детям Оксана Анатольевна Захарова. – Прикоснуться каким образом? Вспомнить о выдающейся личности, которая была, по словам современника, созидательница во всех своих проявлениях. На доске вы видите, чем эта известная женщина занималась…

Это была деятельница русской и европейской культуры, профессиональная певица, художница, коллекционер, широко образованная просветительница и педагог, пытливая исследовательница. Она основательно изучила историю и технику эмали и работала в этой специальной области искусства. Написала и защитила диссертацию об эмалях и инкрустациях. Будучи меценаткой, субсидировала художественный журнал «Мир искусства», щедро помогала художникам, собирала картины русских и иностранных мастеров. В усадьбе Талашкино организовала художественный центр, где бывали и творили знаменитые живописцы. Там начала собирать уникальную коллекцию декоративно-прикладного и народного искусства. В Смоленске создала музей «Русская старина», куда передала как дар городу собранные экспонаты. В знак особой признательности ей было присвоено звание почетного гражданина города Смоленска.

- …Как вы думаете, о ком я говорю? – задала вопрос Оксана Анатольевна.

Ответ прозвучал дружно:

- О Мария Клавдиевне Тенишевой.

Не только в мире искусства, но и в народном просвещении она оставила благодарную память. Организовала сельскохозяйственную школу, которая располагалась во Фленове, неподалеку от Талашкина. Человек прогрессивных взглядов, Тенишева полагала, что «только школа путем постепенного облагораживания, воспитания и снабжения действительно полезными и нужными познаниями внесет в крестьянскую среду свет». Она запомнилась как русская княгиня, отдавшая свое богатство на просвещение народа.

Во фленовской школе осуществлялось эстетическое воспитание детей. Они обучались игре на балалайке. Был создан оркестр. Школьники участвовали в постановках театра, устроенного княгиней в усадьбе. Девочки обучались вышиванию. Мальчики украшали художественной росписью балалайки, изготовленные с их участием в столярной мастерской. «Школа дала мне еще и художников, - вспоминала Тенишева, – вышли отличные резчики по дереву, рисовальщики…  В массе много способных и даже талантливых. Я любила разгадывать эти натуры, работать над ними, направлять их».

Возникла идея открыть художественные мастерские по изготовлению изделий в национальном стиле, чтобы способствовать возрождению старинного русского прикладного искусства. «Мне хотелось - писала в воспоминаниях Мария Клавдиевна. - попробовать испытать свои силы в этом направлении, призвав к себе на помощь художника с большой фантазией, работающего тоже над этим старинным русским, сказочным прошлым, найти лицо, с которым я могла бы создать художественную атмосферу, которой мне недоставало».

Таким сподвижником явился художник Сергей Васильевич Малютин, поселившийся в тенишевской усадьбе, покинув Москву. Он осуществлял общее руководство мастерскими.

Искусствовед Л.С. Журавлева, исследовавшая культурное наследие княгини Тенишевой, отмечала: «Что только не выпускали в талашкинских мастерских: игрушки, предметы быта, мебель, сувениры. Широко была налажена вышивка салфеток, дорожек, подушек, передников, портьер, блузок». Смоленская исследовательница обратила внимание, что .особенно увлекалась Мария Клавдиевна разработками мотивов вышивки. «Стилизованные цветы возникали прихотливым узором под ее рукой. Сочиненные ею орнаменты вышивались способными девушками в мастерских».

В творчестве детей Пригорской школы живы традиции, сохраненные и возрожденные Тенишевой.

- Когда я сюда вошла, у меня сложилось такое впечатление, что мы с вами находимся в тенишевских мастерских, - продолжала занятие Оксана Анатольевна Захарова. – Потому что те работы, которые здесь представлены, они просто поражают красотой, изобилием и разнообразием.

БЛАГОДАРЕНИЕ

- Благодаря таким людям, как Галина Владимировна Сергеева, созданы эти восхитительные изделия, - взволнованно говорила Оксана Анатольевна. – Я больше всего благодарна, что в те сложные времена при минимуме материальных возможностей создавались уникальные образцы творчества. Это просто невероятно, когда дефицит тканей, дефицит ниток, когда в средствах были ограничены, но из ничего делали изумительные вещи.

Обращаясь непосредственно к Галине Владимировне, произнесла:

- И многим девчонкам – за это я особенно благодарна – Вы дали возможность стартовать в этой жизни, раскрыть свои способности, таланты. Потому что сама у Вас училась, я знаю, как раскрывается дарование.

Первичные задатки развивались еще в начальной школе. Моя первая учительница Евдокия Фроловна Минченкова, открывала красоту окружающего мира, учила воспроизводить ее в рисунках, поделках, аппликациях… Я у нее бываю. Мы общаемся, о многом говорим, вспоминаем школьные годы. Как засиживались в классе маленькими девчонками с вожатыми, увлекшись  самоделками или изготовлением красочных атрибутов для кукольного театра.

Еще, я думаю, художественный вкус помог сформировать учитель изобразительного искусства Николай Федорович Жуков. Это был поэт, художник, учитель от Бога. Нам была привита любовь к прекрасному.

Декоративно-прикладное искусство осваивали уже с Галиной Владимировной, вдохновляемые ее творческим даром. На ее уроках я научилась макраме. И когда десятилетним ребенком смогла украсить все окна кашпо, все стены - приспособлениями для рушников, для красивых обиходных вещей, почувствовала себя счастливой и довольной. И самое было счастье - делать украшения для себя в стремлении подражать взрослым женщинам. Эта тяга к красоте – родом из детства. Все это родом из этой школы.

И тут раздались аплодисменты. Душевные эти слова нашли горячий отклик в детских сердцах.

СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ

Своеобразным напутствием прозвучали слова Галины Владимировны Сергеевой:

- Желаю, чтобы все ваши начинания заканчивались успехом и приносили радость не только вам, но и тем, кто вас окружает. Берегите  свои работы, они частичка вас. Традиции семьи сохраняйте и умножайте. Цените реликвии прошлого. У меня семейная реликвия – старинная домотканая кофта. Ей сто лет. Вышивала моя бабушка. И ткала, и шила сама.  Украшала наряд черно-красными нитками. Я до сих пор ее храню.

Я давала недавно открытый урок и показывала, что традиции семьи – это вечные ценности. Представляла реликвии моя внучка Алиса.

Оксана Анатольевна Захарова рассказала свою историю о семейной реликвии. Многие вещи она делала, чтобы порадовать маленькую дочку. Например, изготовила куклу.

- И девочка, такая малюсенькая, свою куклу в детский сад на саночках возила. Игрушка ей дорога до сих пор. С ней она выросла.

С Галиной Владимировной в школьные годы освоила бисероплетение на таком уровне, что ее работы не перестают восхищать. Мама, сама искусная мастерица, уж знает толк в изящных изделиях. И справедливо считает, что творческое увлечение повлияло на выбор профессии ее дочери. Настя окончила Смоленский государственный университет на худграфе по направлению: дизайн архитектурной среды. И сейчас продолжает учебу в магистратуре. Тоже в университете, только в Санкт-Петербурге.

Рассказал и Валерий Павлович Понизовцев о семейных реликвиях, бережно хранившихся матерью в унаследованном сундуке.

- Мы, русские люди, любим и чтим  красоту, - сказал он. -  И чтим память поколений, что имеет значение в духовном плане. На этой основе формируется национальное самосознание, а оно определяет силу духа.

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12