Журнал «Смоленск»

Поучительный выбор проекта памятника Теркину

Гость сайта журнала «Смоленск» Геннадий Васильевич Намеровский хорошо известен смолянам не только как замечательный художник, но и как патриот города, неравнодушный гражданин. Он – академик Академии художеств России, единственный в нашем регионе народный художник РФ, любимый студентами профессор СмолГУ.

Редакция попросила Геннадия Васильевича рассказать историю выбора проекта памятника Александру Твардовскому и Василию Теркину, о которой разные участники тех событий вспоминают по-разному. Пользуясь случаем, мы также попросили Геннадия Намеровского высказать свое мнение о сегодняшнем облике Смоленска, о благоустройстве и сопровождающих его архитектурных и дизайнерских решениях.


- Еще в советское время был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника. Тогдашний президент страны Михаил Горбачев поддержал идею и даже внес первый взнос в фонд, собиравший пожертвования на создание и установку монумента. Деньги собирали всем миром.

Всесоюзное жюри возглавил выдающийся академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Он в то время руководил работой Фонда культуры СССР. Жюри определило провести конкурсные выставки. Первую наметили в Смоленске.

В состав жюри от смолян вошли Валерий Атрощенков, тогдашний начальник областного управления культуры и ваш покорный слуга, в то время возглавлявший Смоленскую организацию Союза художников РСФСР. Власти города и области после моего возражения против первоначального варианта определили оптимальное место – зал ЦНТИ, где часто проводились различные выставки и ярмарки. Я встретился с первым заместителем председателя горисполкома Раисой Трофимовной Лизуновой. Она мне подсказала, к кому обращаться из заместителей и руководителей различных служб. Позже у меня спросила, у кого я был. Сказал, что результат никакой. Тогда Раиса Трофимовна предложила назавтра прибыть к ней в 8 утра. Я открываю дверь, а в кабинете полно начальников всех мастей. Лизунова к тому времени уже обсудила с ними, кто какие материалы может поставить. Итог такой: все, что я просил, через пару дней уже было в выставочном зале ЦНТИ. Возведением экспозиционных стендов занялся Художественный фонд нашего отделения Союза художников.

При всех сложностях мы успели подготовить зал к установленному сроку. Ящики с работами распаковали, выставили конкурсные проекты. Все они были безымянные, под номерами. Экспозиция получилась достойной. Дней 20-30 смоляне и гости города имели возможность оценивать конкурсантов.

Для следующей выставки жюри определило Манеж. Дмитрий Сергеевич всех нас собрал. Я в первый раз увидел его воочию: среднего роста обаятельный человек, спокойный, не громкоголосый, его приятно было слушать. Дмитрий Лихачев предложил определить три лучших проекта. После долгого просмотра в итоге мы не пришли к единому мнению. Решили сузить число конкурсантов до десяти. В этой десятке оказался и наш проект – народного художника России Альберта Георгиевича Сергеева. Правда, имя автора было еще зашифровано. Вошел в число лучших и проект Льва Ефимовича Кербеля.

Решили эти десять работ выставить в Фонде культуры СССР. Членам жюри было предложено вновь встретиться в Москве. Поехали Атрощенков, Игорь Викторович Григорьев, секретарь обкома КПСС по идеологии, и я. Но опять эксперты не пришли к единому мнению: ни одна из работ не набрала 50 процентов голосов плюс один голос. Жюри приняло решение: отложить конкурсную процедуру до лучших времен.

После распада СССР к нам в Смоленское отделение Союза художников обратились с просьбой поддержать идею по организации первой Всероссийской конференции художников для принятия нового Устава СХ РФ. Во всех регионах прошли выборы делегатов. Их оказалось около трехсот человек. Поддержка местных властей по проведению конференции была полная. Нам предоставили зал бывшего Дома политпроса. Всех делегатов разместили в гостинице «Россия». Председатель Союза Валентин Михайлович Сидоров озвучил поступившее ему предложение – о сооружении в Смоленске памятника Александру Твардовскому и Василию Теркину работы смоленского скульптора Альберта Сергеева. Делегаты единогласно поддержали предложение.

Считаю, что памятник получился интересный. Удачно подобрали и место для его установки. Его определяли члены градостроительного совета при администрации Смоленска. Полагаю, это ярчайший пример грамотного подхода к решению вопроса о монументальных скульптурах. Необходимо обсуждение проектов на экспертных советах. Потому что памятники сооружаются на века. Плохо, когда монументы напоминают уже виденные вещи. Есть такая пословица: «Повторение – мать учения, но злейший враг творчеству». Даже для самих авторов непрестижно сооружать такие новоделы. Потом позор не смыть никакими новыми, пусть даже и удачными работами.

Негативную реакцию среди творческой интеллигенции Смоленска вызвал памятник, сооруженный около кинотеатра «Октябрь». Его смоляне назвали «Солдаты». Идея памятника вроде бы публично обсуждалась. Даже появились весьма интересные проекты. Но прислушались власти к ветеранам, которые выбрали проект с солдатами. Ветераны – очень заслуженные люди, но слишком эмоционально подошли к решению, хотя в художественном плане не имеют необходимого понимания. Да еще исполнение оказалось не таким, как предлагалось. Сказалось отсутствие экспертной комиссии. А теперь попробуй снести то, что сооружено! К тому же теперь в сквере появились совершенно вычурные качели, вызывающие аналогию с виселицами. Эти новоделы, называемые жителями «качельками», навязывают ради так называемого единообразия во все скверы.

Не росчерком пера какого-нибудь «царя» в советское время решались вопросы с монументами. Тот же памятник Микешину, к примеру, является конкурсным.

Приведу пример мудрости Ивана Ефимовича Клименко. На одном из заседаний архитектурно-художественного совета в горисполкоме обсуждался вопрос об урнах, которые «подсмотрел» кто-то из чиновников в Ченстохове. Тут же один из членов совета вспомнил, как рекомендовали Ивану Ефимовичу дать согласие на шпиль над зданием нового автовокзала наподобие одного из объектов Питера. Клименко поручил обсудить проект на градостроительном совете. Там высказались негативно, и первый секретарь прислушался к мнению профессионалов.

Опять сошлюсь на пословицу по повторению, которое является злейшим врагом творчества. Мне не известно, существует ли в Смоленске экспертная комиссия по монументальному искусству. Вспоминаю Нижний Новгород и Екатеринбург – там малые архитектурные формы и скульптуры органично вписываются в среду. Так должно быть.

Мне понравилась статья на сайте журнала «Смоленск» о поездке ветеранов в Могилев. В этом городе в 2019 году у меня была крупная выставка. Могилев произвел огромное впечатление именно идеальным благоустройством. В отличие от холмистого Смоленска Могилев равнинный, плоский. Нам легче использовать рельеф. Боженька нам подарил рельеф, который удобен архитекторам и художникам. Столько в этом пространстве можно придумывать! Но в Могилеве свое пространство, и все умело, красиво организовано. Нам надо у белорусов поучиться. У нас Крепостная стена, великое творение Федора Коня, является тем центром, вокруг которого должны «крутиться» все идеи. Но перед осуществлением проектов необходимо одобрение экспертов!

Сейчас весь Смоленск в раскопах. Очень хорошо, что наконец что-то делается. Но затянули с ремонтами и благоустройством. Да и глаз видит все пробелы и недоработки. Особенно, если это глаз художника.

И еще раз помяну добрым словом Раису Трофимовну Лизунову. Она отличалась неравнодушием, умением организовать и проконтролировать работу чиновников и муниципальных служащих. В ее бытность не было такого, чтобы работал один, а пятеро смотрели, что же он делает. Не припомню в то время, чтобы ремонты затягивали до холодов. Надеюсь, что в Смоленске нынче до наступления низких температур все запланированные работы по благоустройству будут завершены.
ОБЩЕСТВО