Архив 2013 - 2021 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2016 № 05 (189) Май 2016 г. Смоленский ковчег – 2016

Смоленский ковчег – 2016

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Листки театрала





12 апреля спектаклем «Собака на сене» театра Белорусской армии (г. Минск) завершился Пятый международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег». Больше недели на основной и малой сценах Смоленского драматического театра им. А.С. Грибоедова, большой сцене Областного театра кукол им. Д.Н. Светильникова и сцене Смоленского камерного театра шли спектакли. По сложившейся традиции, в фестивале приняли участие театры не только из России, но и из Республики Беларусь, а также Израиля, Польши и Швеции. За восемь лет «Смоленский ковчег» обр¸л определ¸нный рейтинг. Так, в этом году в оргкомитет было подано 40 заявок. В результате в конкурсную программу включены 22 спектакля.
Гран-при «Смоленского ковчега-2016» получил спектакль Валерия Беляковича  по пьесе канадского драматурга Стефана Брюлотта «Игра в Наполеона» (Московский театр на Юго-Западе). Думаю, сомнений относительно высшей награды у членов международного жюри во главе с московским театральным критиком Александром Висловым не возникло. Впечатление от «Игры в Наполеона», показанной в первый же день конкурса,  5 апреля, – спектакля яркого, захватывающего, с напряженным сюжетом и блестящим акт¸рским составом, – за семь дней так и не удалось развенчать никому при всем разнообразии фестивальной программы.
В номинации «Лучшая режис­с¸рская работа» за спектакль «Невероятная любовь» (по пьесе драматурга Алексея Слаповского) победу одержал заслуженный артист России Адгур Кове – художественный руководитель Орского государственного драматического театра им. А.С. Пушкина. Прибывший издалека Орский театр прив¸з  на «Смоленский ковчег» два спектакля – для большой и для малой сцены. Хотя это противоречит правилам, оба они были включены в фестивальную афишу. И, следует сказать, оба вызвали неподдельный зрительский интерес, прежде всего потому, что затрагивают животрепещущие вопросы человеческих взаимоотношений. Причем сделано это без  тени назидательности и с приемлемой долей гротеска. Лично меня поразила не только «Невероятная любовь», но и 50-минутный спектакль о подростках «Меня нет» по пьесе Людмилы Духаниной.
Остросовременной, поднимающей актуальные  сегодня темы социального неравенства и межнациональной розни, а также жестокого обращения с животными получилась драма «Собаки» Полесского драматического театра из Пинска (Республика Беларусь) по пьесе К. Сергиенко, написанной ещ¸ в 1984 году. По итогам фестиваля «Собаки» удостоены приза продюсера «Смоленского ковчега».
За лучшую сценографию отмечена недавняя премьера хозяев театрального форума – Смоленского драматического театра им. А.С. Грибоедова – «Видеть надо душой». Драматургической основой этого спектакля стала пьеса одного из членов жюри Леона Агулян­ского. Постановщик – главный режисс¸р театра заслуженный деятель искусств РБ  Виталий Барковский и главный художник театра Светлана Архипова (костюмы). Спектакль «Видеть надо душой» удостоен ещ¸ нескольких наград. Исполнительница роли Марты (к слову, авторское название пьесы Л. Агулянского – «Бабушкин сон») народная артистка РФ Людмила Сичкар¸ва получила специальный приз жюри «За неувядающее мастерство и акт¸рскую отвагу», а женскому ансамблю спектакля присужд¸н приз, учрежд¸нный  продюсером «Смоленского ковчега» Валерием Беляевым.
В номинации «Лучший камерный спектакль» жюри наградило трагифарс «Дабравесце ад Уладзiмiра» по произведениям белорусского писателя Владимира Короткевича, представленный на фестиваль в Смоленск Союзом театральных деятелей Беларуси. Исполнитель – акт¸р Национального академического драматического театра им. М. Горького Валерий Шушкевич, которого смоленские театралы наверняка помнят по моноспектаклю «Достоевский вопрос», показанному шесть лет назад  на «Смоленском ковчеге-2» и отмеченному за лучшую мужскую роль.
На этот раз в номинации «За лучшую мужскую роль» победу одержал заслуженный артист России Сергей Казаков за работу в спектакле «Герой нашего времени» по страницам романа М.Ю. Лермонтова (Пензенский областной драматический театр им. А.В. Луначарского). Несмотря на то, что Пензенский театр в этом году впервые представлен на «Смоленском ковчеге», Сергей Казаков также знаком смоленским зрителям, поскольку в 1987 году именно на смоленской сцене он начинал свою творческую карьеру. Любители театра из тех, кто постарше, наверняка помнят его в роли Николки в спектакле Игоря Южакова и Бориса Бланка «Дни Турбиных». А первая его роль в нашем драматическом театре – это незабываемый Пиноккио в сказке Карло Коллоди.
Пензенский спектакль по роману «Герой нашего времени» поразил бережным отношением к первоисточнику, что не так часто сегодня встретишь в театре при подавляющем тяготении к «современному» прочтению классики. В спектакле участвуют всего четыре акт¸ра, но когда я его смотрела, создавалось впечатление, что наблюдаешь за перипетиями отношений всего общества на водах, описанного в «Княжне Мери».
Призом «За лучшую женскую роль» жюри единодушно отметило работу  актрисы Александры Иванцовой, создавшей образ слепоглухонемой девочки Элен в спектакле Геннадия Балабаева «Сотворившая чудо» (Липецкий драматический театр). Этот спектакль, поставленный по известной, обошедшей в свое время многие сцены пьесе американца Уильяма Гибсона, также имеет отношение к Смоленску. Дело в том, что автором сценографии является главный художник Смоленского драматического театра им. А.С. Грибоедова Светлана Архипова. Это не первая их совместная работа. Благодаря творческому тандему Светланы Архиповой и Геннадия Балабаева в репертуаре Смоленской драмы в Год Шекспира появилась комедия «Сон в летнюю ночь».
Вообще, надо признать, за прошедшие восемь лет «Смоленский ковчег» приобр¸л немало друзей, которые постоянно представляют на фестиваль свои новые работы. Это авангардный театр из Швеции «Альбатрос», руководитель которого акт¸р, режисс¸р и сценограф Роберт Якобссон на этот раз удостоен приза «За верность идеалам гуманизма на сцене». Это Белорусский государственный академический музыкальный театр, участвующий в фестивале как гость. В этом году белорусские артисты открывали фестиваль музыкальной комедией Б. Александрова «Свадьба в Малиновке».
Наконец, это варшавский камерный театр под названием «День смерти Моцарта», впервые приехавший на второй «Ковчег» и с тех пор сохраняющий верность Смоленскому театральному форуму. Творческий лидер этого театра актриса и драматург Нина Черкес-Гжелоньска не раз удостаивалась специальных призов «Смоленского ковчега». На этот раз театр из Варшавы получил награду «За плодотворный поиск в области  постдраматического театра».
В основных же номинациях «За лучшую женскую (мужскую) роль второго плана» отмечены актриса Оксана Пликус (Гродненский областной драматический театр, Республика Беларусь) за роль Турусиной в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А.Н. Островского и заслуженный артист России Николай Парасич (Смоленский камерный театр) за роль Гусь-Ремонтного в трагифарсе «Зойкина квартира» М.А. Булгакова.
Последнее мне особенно приятно отметить, потому что на этом фестивале Николай Парасич – единственный смоленский акт¸р, удостоенный награды в основной номинации. Хороший уровень в целом продемонстрировал и Смоленский камерный театр, впервые участвовавший в «Ковчеге». Грустно осознавать, что «Зойкину квартиру» в этом акт¸рском составе, скорее всего, зрители увидели в последний раз.
Осталось сказать, что приз зрительских симпатий, по праву, заслужил спектакль Рыбинского драматического театра «Светлые люди» – по рассказам Василия Шукшина, вызвавший, без преувеличения, бурю положительных эмоций.
Фестиваль «Смоленский ковчег» завершен. Он принес всем нам – и артистам, и зрителям –  много ярких и незабываемых впечатлений и, хочется в это верить, послужит стимулом к дальнейшему развитию театрального искусства на смоленской земле.

Светлана Романенко.
Фото из архива Смоленского
драматического театра
им. А.С. Грибоедова.

 
01_8-204_2017.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2022 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.