Архив 2013 - 2021 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2016 № 08 (192) Июль 2016 г. Скульпторы хотят быть востребованными

Скульпторы хотят быть востребованными

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Встречи с интересными людьми

images-stories-201209-Kameya-200x67

Спонсор рубрики

Интервью со смоленским ваятелем Константином Федоровичем Куликовым

- Почему предпочтение в творчестве Вы отдали именно скульптуре?
- У меня сложилось такое представление, что скульптором я родился. Тяга к скульптуре проявилась с самого раннего детства. Я был малышом, когда мне подарили коробку с пластилином. Стал лепить часами, не замечая времени. Это притягивало меня, было главным смыслом моего существования - и развлечением, и отдыхом, и работой. Первыми героями, как у любого мальчишки, стали, конечно, солдатики. Чтобы устраивать с пацанами настоящие футбольные баталии, я вылепливал целые футбольные команды. По просьбе друзей пробовал анимационную скульптуру. Запах пластилина завораживал меня.
Повзрослев, делал композиционные работы, в том числе спортивных гимнастов. Но постепенно появились другие интересы, и скульптура отошла на второй план. А потом меня призвали армию – ВДВ. Там я познакомился с ребятами из художественного училища, молодыми художниками, и начал интенсивно заниматься живописью под их наблюдением. Ребята уверяли, что у меня талант. На живопись я потратил года четыре. Затем поступил в художественное училище, а там одна из специальностей – скульптура. Я пришел в скульптурный класс, уловил плотный могучий запах пластилинового воска, мгновенно вернувший мою детскую любовь, и оттуда больше уже не вышел. Всегда с благодарностью вспоминаю своего первого учителя  Льва Васильевича Кудряшова, давшего мне первые наставления в профессии и в жизни. Страсть к скульптуре продолжается у меня по сей день, без нее я не живу и себя как человека не представляю.
Годы, конечно, меняют многое во мне, в первую очередь отношение ко времени. Его всегда мало, и приходится выбирать самое насущное. Идеи роятся в голове, надвигаются друг на друга, а их воплощение опаздывает, не успевает за мыслью рука! Вот одна композиция еще в пластилине, а уже хочется вылепить другую, закрепить возникшую мысль. Ранее сделанные работы тоже ждут своей очереди на отливку.
Моя работа представляется мне огромным живым делом. На планете более великого, чем искусство, не существует ничего! С детства созрело такое ощущение – каждая моя скульптура что-то меняет в этом мире. Насколько я вдохновлен своей работой, настолько и зритель будет впечатлен ею. Меня всегда волновала в искусстве Великая Отечественная война. У меня рано умер отец: тогда мне было всего четыре с половиной года. Он прошел войну, и к 70-летию Победы я сделал его портрет в том возрасте, когда он воевал. Хотелось понять, что он чувствовал тогда. Всего я вылепил три его портрета. А вот к маминому портрету долго не мог приступить, огорчался, осмысливая, что мне не позволяет взяться за эту работу. Ведь о ней часто вспоминаю, она живет в моей душе. Но однажды пришло вдохновение, и я с воодушевлением создал портрет за один сеанс. Сегодня он в терракоте стоит в моей мастерской, я ощущаю постоянное присутствие матери и чувствую ее мудрый взгляд.
Когда создаю какой-либо образ, стараюсь пробудить лучшее, что есть в людях, напомнить героические страницы нашей истории. Например, сейчас в Москве у меня отливается интересная композиция «Смертельно раненый». Ее мне подсказал сын солдата, погибшего в боях под Смоленском. Первый бой у него, молодого призывника, проходил в районе Рославля. В их подразделении мало кто вышел из боя без ранений, многие полегли. И мне пришел в голову такой образ: 19-летний мальчишка с винтовкой на бегу сражен пулей в сердце. По-детски припухлое удивленное лицо, винтовка выпадает из руки. Он еще не понял, что умер...
В Ельне в прошлом году я создал памятник Матери-Солдатке. Когда-то в начале 90-х годов победил в конкурсе на лучший проект памятника Катюше по песне Блантера на стихи Исаковского. Собирались установить памятник на берегу Угры, но не удалось. Спустя годы какая-то связь между Катюшей, Женщиной-Солдаткой и моей собственной матерью в моей душе произошла. Для каждого человека слово «мама» — особое слово. Это первое слово, которое мы говорим после рождения и произносим на протяжении всей своей жизни. Образ матери все мы носим в сердце, словно ангел-хранитель уберегает она нас от всякого лиха и дает надежду на лучшее. 
По стране памятники в основном ставят мужчинам. А ведь мы в безмерном долгу перед Женщиной. Своими образами Матерей я хочу воздать должное жертвенному подвигу наших славных землячек в годы Великой Отечественной.
- Расскажите о технологии превращения вылепленной модели в памятник.
- Работа лепится в мягком материале – это или глина, или пластилин. Потом изготавливается гипсовая форма. Этот гипсовый отлив называется промежуточным материалом. Он ненадежный, крошится, колется. На выставках иногда выставляют работы из гипса, но специалисты не считают его материалом и смотрят на эти скульптуры как на не имеющие достаточной ценности.
Следующая операция: делается восковка и отправляется на литейное производство. В форму заливается металл. А потом металл обрабатывается, и получается готовое произведение.
Кроме бронзы, я работаю в керамике, дереве, камне, занимаюсь живописью, графикой, рисунком. В свободное время люблю реставрировать ретро-автомобили.
- А где Ваше рабочее место?
- Вопрос актуальный. Скульптор не может трудиться в чистом поле, в этом его отличие, например, от живописца, делающего эскизы на мольберте. Совсем недавно я оставил казенную мастерскую, которую арендовал в микрорайоне Южный, и начал оборудовать мастерскую в своем строящемся доме. Здесь были созданы уже два памятника. Скульптору легче работать, когда его окружают ранее созданные произведения, дорогие его душе. Они создают одушевленную созидательную атмосферу. Без своих работ можно повторить ошибки, которые уже делал раньше. Когда великий Родэн лепил свой портрет, то ставил скульптуру среди очень известных портретов именитых мастеров и доводил его до такой степени совершенства, чтобы выглядел не хуже их.
- Итак, Вы, Константин Федорович, изваяли памятник Матери-Солдатке в Ельне. Но еще специалисты ведут дискуссии по Вашей скульптуре в Рославле. Оценки доводилось слышать диаметрально противоположные.
- Там я явился автором памятника князю Ростиславу – основателю города. Предыстория такова: года четыре назад  готовил персональную выставку, познакомился с директором Рославльского музея Марией Ивановной Ивановой.  Она мне рассказала много интересного о городе, и я стал интересоваться его историей. Музей расположен в старинном красивом здании около знаменитого рославльского кольца. На кольце просился памятник, и директор музея сказала мне, что власти города объявили конкурс на установку здесь монумента Великому князю. А ведь у меня в крови воины-солдаты, начиная с рыцарей. И я с величайшим удовольствием взялся за создание образа основателя древнего города.  Моя работа конкурсной комиссии понравилась, я стал победителем.
- Вы, Константин Федорович, упоминали о неосуществленной мечте по установке на реке Угре памятника Катюше. Я так понимаю, что творчество Михаила Васильевича Исаковского тронуло Вашу душу?
- Безусловно. Когда работал над образом Катюши, вылепил несколько портретов нашего знаменитого земляка. Один потрет Исаковского сегодня хранится в литературном музее СмолГУ, второй портрет я подарил музею Катюши в поселке Всходы Угранского района, и в этом году подарил третий потрет редакции газеты «Знамя», первым редактором которой был Михаил Васильевич. Последний портрет является итогом многолетних размышлений над образом знаменитого песенника. Он уже поднимается до уровня символа, олицетворяющего поэзию земли Смоленской. Мечтаю когда-нибудь изваять серьезный памятник поэту-земляку.
- Что еще в ближайших творческих планах?
- Хотелось бы продолжить тему Великой Отечественной войны и установить памятник солдату на месте тяжелейших боев, каких много было на Смоленщине.
- Возможно, когда-нибудь появится памятник солдату-освободителю на улице Ногина в Смоленске. Там прекрасный вид на Заднепровье.
- У нас, скульпторов, масса творческих планов. Обидно, что их никто не поддерживает. Например, есть предложение соорудить бюст писателю-фантасту Александру Беляеву. Получилось бы прекрасное продолжение аллеи, на которой установлен бюст писателю Борису Васильеву. Но пока инициативная группа на всех уровнях получает отказ. А ведь это небольшие деньги для города, можно было бы создать чудный уголок на тихой улочке в центре Смоленска.
Предлагать можно много своеобразных и самобытных камерных работ для обогащения городской среды, чтобы сделать лицо города неповторимым и привлекательным. Пока в мастерских у скульпторов огромное количество невостребованных произведений. И каждый ваятель считает, что он доживет до времени, когда эти скульптуры установят на улицах и площадях наших городов.
Не всегда дело упирается в деньги. Скажем, у меня давно уже готова скульптура Александра Трифоновича Твардовского. И спонсоров я нашел. Но портрет почему-то никому не нужен.
У себя на участке я решил соорудить скульптурную аллею. Чем пылиться работам в мастерской, пусть радуют моих родных и гостей под открытым небом! Делаю поэтическую скамейку для чтений и встреч, потому что у меня есть портреты Исаковского, Твардовского и Рыленкова.
В Ельнинском музее есть стенд знаменитых земляков. Хочу безвозмездно украсить музей своими работами. Например, хочу изваять портрет основателя музея. Именно на таких собирателях держится Россия. В Рославле и других городах и весях также работают патриоты-энтузиасты, жизнь которых является примером для земляков, а их образы должны быть увековечены в скульптуре.
Интервью вел
Владимир Веков.


 
201311-159.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2022 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.