Архив 2013 - 2021 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Дело всей жизни

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Память

Имя Василия Константиновича Ефременкова ещё многим смолянам хорошо известно. Некоторые помнят его как неутомимого краеведа и коллекционера, организовывавшего выставки во многих учреждениях культуры и образования не только Смоленска, но и области; некоторые называют его чудаком. Но судьба этого, на наш взгляд, неординарного человека не известна. Мы постарались изменить это и отдать должное, коллекционеру, беззаветно служившему нашему краю долгие годы.
Василий Константинович родился 23 апреля 1913 г. в деревне Красносвятское Смоленского уезда (ныне Починковского района) Смоленской губернии. Отец его был крестьянином, потом рабочим, погиб от несчастного случая еще до рождения сына. Мать – крестьянка, умерла в 1930 г. Закончив семь классов, В.К. Ефременков стал работать учеником продавца, а затем и продавцом в книжном магазине. Тогда же приобщился к чтению, особенно книг по истории, увлекся краеведением, собиранием фольклора.
В одной из его записей «Фольклор Починковского района» читаем: «В 1935 году под руководством нашего О[бластного] б[юро] к[раеведения] я приступил к собиранию фольклора нашего района. Проделана огромная работа. Выявлено много талантливых исполнителей старинных песен, сказителей, частушек. Всего записано около 2000 текстов. Записаны сказки, частушки, пословицы, поговорки, легенды и т.п. Помимо этого собрал исторический архив по истории и возникновению города. Собрал на личные средства, что значительно замедляло мою краеведческую работу». В сохранившемся фрагменте «Реестра фамилий исполнителей народного творчества» значится 28 человек.
Небольшие средства к существованию и страсть к коллекционированию подталкивали Василия Константиновича к поиску дополнительных заработков. И им был обнаружен таковой, позволяющий извлекать небольшую выгоду из своих увлечений. Он продавал фольклорные записи центральным музеям и архивам. В Российском государственном архиве литературы и искусства в его личном фонде на одной из тетрадок имеется запись:
«Оценочной фольклорной комиссии.
Препровождаю на оценку и покупку две тетради фольклорных записей. Одна с 87 частушками, другая с одиннадцатью сказками. Весь материал продаю за пятьдесят рублей.
В. Ефременков 12 февр[аля] 1941 год».
Вероятно, благодаря предпринимательской жилке коллекционера  в настоящее время мы можем познакомиться с этими записями.
Другой целью жизни В.К. Ефременкова было «открыть при райцентре [в Починке] краеведческий музей», где «отразить прошлое нашего района и настоящие наши успехи и т.п.». В автобиографических материалах содержится такая запись: «Я призываю горожан и население, в особенности крестьян и передовую интеллигенцию нашего района, откликнуться на мою инициативу. Взять, к примеру, простое сельскохозяйственное земледельческое орудие – соху. Почему ее не выставить? В нашу эпоху считается она редкостью, музейною вещью, а она, между прочим, интересна для современного молодого поколения, не говоря уже о будущем». Кроме того, «безусловно, намечаю посвятить специальный отдел прославленным личностям нашего р-она и, в первую очередь, Добровольскому, Пржевальскому, Исаковскому, Вам [А.Т. Твардовскому]».
Но, к сожалению, создать музей Василию Константиновичу не удалось. В черновом варианте письма к своему земляку А.Т. Твардовскому он писал: «но, увы, это мечты и грустные вздохи. Мне нужна помощь районных организаций, которые смотрят на мои замыслы, как на что-то странное и глупое. В таком паршивом городишке человек мечтает основать музей. Песни, сказки собирает, историю Починка пишет и проч[ее]. Люди мечтают о своей собственной жизни, как бы вдоволь хорошо пожить и денег в сберкассе накопить, а он мечтает благо всем создать, о людях заботится. Материально разорился, как бобыль, вот дурачек... Единственные мои друзья: редакция, В.Ф. Шурыгин, археолог проф[ессор] Андреев, Облисполком, но есть такие сидящие в Райисполкоме и роно субъекты, которые очковтирательствуют. Облисполком пишет предписание: оказать содействие. Туда пишут – оказываем. На деле нет. Буквально ненадобность, никакого толку. Порой раздосадуешься, плюнешь и послал бы всех к черту. Жаль затраченного труда, но я не посчитаюсь ни с чем. Этот новый [19]41-й год ставлю своим последним испытанием, и если не хватит у меня сил преодолеть препятствие, пожалею самого себя и свои нервы. Уеду навсегда. Экспонаты заберу с собой (за исключением коллекции автографов для нашей библиотеки). Создам музей там, где местные власти окажутся подлинными достойными людьми нашей эпохи. Этого делать не хочу, мне интереснее создать музей в Починке, ибо я кровно связан с родной местностью, что я не в силах бороться с нашим глупым начальством, базирующимся на фундаменте позорной для них русской народной поговорки: “сам ни гам и тебе не дам”. Т.е. не хотим его иметь и другому отбиваем охоту...».
Начавшаяся Великая Отечественная война не позволила В.К. Ефременкову воплотить в жизнь его начинания по созданию музея и написанию истории г. Починка. С детства он болел туберкулезом, поэтому от военной службы его освободили, признав непригодным. В его краеведческих записях «Починок в дни начала Отечественной войны» мы читаем: «Остальную коллекцию отослать в Москву [в] Академию наук, куда уже была послана ранее посылка с архивом по истории гор. Починка… Вернувшись 10 июля домой, принял срочное решение архив гор. Починка (остальной) отправить в Москву, туда же и коллекцию автографов. Едва только доделал без всякой описи, наспех в посылки и понес на почту. Как почта посылки в Москву перестала принимать, вернулся домой, переделал вновь, написал отправить в Тбилиси, другую – в Саратов, третью – в другое место. На сей раз посылки приняли...». Первоначально Василий Константинович «музейные экспонаты пытался определить на временное сохранение в Починковскую ср[еднюю] школу, т.к. у меня и придумок не было, что наш город в будущем все равно достанется неприятелю. Часть коллекции автографов намечал (под опись) сдать на хранение в несгораемый ящик Починковского районо». Но, к сожалению, в администрации он не получил поддержки: «Вот еще о чем надумал беспокоиться. Тут люди гибнут, жизни кладут, а он экспонаты жалеет». Часть оставшихся документов и музейных экспонатов была передана на сохранение в деревню бывшей квартирантке. «Крестьянину колхоза “Наш труд” Прудковского с[ельского]с[овета], [отдал на сохранение] голову дикого кабана, принадлежавшего когда-то лично князю Потемкину (Таврическому)». Все оставшиеся бумаги и экспонаты, которые некуда было девать, он решил оставить дома в двух больших сундуках и зарыть их в землю, предварительно просмолив. Но из-за необходимости спешно эвакуироваться и невозможности просмолить сундуки Ефременков оставил более 70% рукописного и музейного имущества в своем доме, попросив присматривать за ним своего двоюродного брата. С собой он забрал «первые попавшиеся под руку рукописи… мелкие экспонаты». К сожалению, дальнейшая судьба оставшихся в г. Починке экспонатов неизвестна, но вероятнее всего они были утрачены.
Вместе с другими земляками Василий Константинович эвакуировался на восток – в г. Чкалов. «Работал, где удавалось, кормился, чем попало, и... оставался самим собою. Продолжал собирать фольклор, записывал рассказы фронтовиков. Чтобы находиться ближе к источникам драгоценных свидетельств, устроился в военный госпиталь. Так набралось 48 устных рассказов и большое число набросков по теме «Великая Отечественная война в русском говоре».
Множество частушек записал от неистощимой Тамары Приходько... От разных людей, опаленных войной, [записал] несколько вариантов песни “Синий платочек”... Еще и еще – из народной памяти, народных сердец...
Делал все, что  приказывали, лишь бы оставаться поближе к истинному кладу – фольклору бывалых. И день за днем заполнялись  тетради... Жаль, что сегодняшние исследователи до них еще не добрались».
Именно в Чкалове в 1942 г. В.К. Ефременковым начата рукопись «Починок в дни начала Отечественной войны», начальный отрывок которой сохранен в Государственном архиве Смоленской области.
Особо хочется отметить одно из приобретений Василия Константиновича, сделанное им в Чкаловске. Это семейная тетрадь-хроника Кутиных, один из представителей которых был владельцем дома, где бывал Т.Г. Шевченко во время оренбургской ссылки в 1840-1850-х гг. Информацию о судьбе этой тетради и ее значении для Оренбургского края мы нашли на сайте «История Оренбуржья». В спасенной тетради отсутствует большое количество листов. На сохранившихся страницах нет фамилии Шевченко, но имеется много записей о его друзьях, товарищах и врагах. Этот документ позволяет подробно представить пребывание Тараса Григорьевича в Оренбурге и уточнить многие исторические факты.
Благодаря этой публикации Интернета мы узнаем о тщательном подходе к формированию и фиксации своей коллекции В.К. Ефременковым. В тетради-хронике «…на первом плане… вклеен “Анкетно-паспортный листок Ефременкова приобретения”:
“I. Название приобретения – Хронологическая книга Оренбургского жильца.
 II. Место приобретения – Оренбург, в 1943 году.
 III. От кого? Чкаловской жительницы Кутиной.
 IV. История возникновения рукописи. Хронологическая книга, принадлежавшая ранее оренбургскому домовладельцу Кутину Аполлону Михайловичу, у которого жил великий украинский поэт Т. Г. Шевченко в годы ссылки.
 V. Приобрел любитель русской словесности и автографов, коллекционер, краевед-фольклорист Починковского района Смоленской области, г. Починок, Василий Ефременков.
 VI. Дата заполнения анкеты – 15 сентября 1943, г. Оренбург, читальный зал агитпункта, стол у окна, угол Советской и Горсоветской”».
На Смоленщине В.К. Ефременков появился вскоре после её освобождения.
В 1948 г. он снова поднимает вопрос об организации Краеведческого музея в г. Починок. 25 мая им написано письмо на имя депутата от Починковского района в Смоленском областном Совете депутатов трудящихся Н.И. Рыленкова. В котором сообщает, что: «Необходимо лишь постановление Смол[енского] Облисполкома об утверждении решения Починковского Райсовета и выделении минимальных средств на орграсходы по организации музея с таким расчетом, чтобы последний уже можно было открыть не позднее 7 ноября 1948 года». К этому времени Василий Константинович уже обратился за содействием в Исполнительный комитет Починковского Районного Совета Депутатов трудящихся, который решением от 6/IV 1948 г. за №314 вынес постановление об организации в городе Починке Краеведческого музея. В своем обращении к Н.И. Рыленкову он указывает, что «инициативу районных организаций, а также целесообразность организации музея в гор. Починок подтверждает Комитет Культ просвет работы при совнаркоме ССР… при совете министров СССР. (Отношение находится в облотделе Культпросветработы)».
В.К. Ефременков проделал не только организационную работу, но и, самое главное, тщательно продумал вопрос создания музейного фонда. «Все собранные мною экспонаты приношу в дар родному городу с тем условием, чтобы последние служили основанием для организации в гор. Починок Краеведческого музея... Указанные экспонаты мною сданы по актам, на временное хранение в следующие места:
1. Смоленский обл[астной] музей Краеведения.
2. Смоленский обл[астной] архив.
3. Чкаловский обл[астной] музей Краеведения.
4. Ташкентский музей истории и искусства Узбекистан.
7. В Тбилиси Грузинская академия наук, отдел истории и философии (г. Тбилиси)».
При безвозмездной передаче экспонатов в дар городу  Василий Константинович оговаривал за собой лишь право прижизненного наблюдения за их частью. Кроме того, им была достигнута предварительная договоренность с Горьковским областным музеем краеведения и Геологическим музеем в Москве о выделении для будущего музея в Починке части экспонатов из их фондов.
В своем обращении к Н.И. Рыленкову В.К. Ефременков приложил и «Предварительную смету расходов на организацию Краеведческого музея в г. Починок Смол[енской] области. С 1/VI по 31/XII – 1948 года».
К сожалению, музей в Починке  так и не был создан. Что не позволило его создать на этот раз, мы не знаем, были на то большие материальные затраты, отсутствие необходимых помещений или еще какие-то причины.
Долгие годы коллекционер жил в Смоленске. Уже в конце 1940-х гг. Василий Константинович активно сотрудничал с учреждениями культуры Смоленска. В личном фотоархиве Е.А. Шмидта сохранены три фотографии Ефременкова, датируемые 1949-1950 гг., где он запечатлен в музейных фондах и с заведующим фондами Смоленского музея В.П. Чихачевым. В собрании Смоленской областной универсальной библиотеки им. А.Т. Твардовского хранится пригласительный билет на выставку работ С.Т. Коненкова в Москве, подписанный скульптором землякам-смолянам 20 октября 1954 г., на котором стоит штамп «Из коллекции Ефременкова В.К.».
В наши руки попала выписка из его трудовой книжки, начатой 2 марта 1958 г. Последняя запись относится к 1985 г. Из нее видно, что Ефременков неоднократно менял место работы, это было обусловлено поиском удобного графика работы, чтобы оставалось много времени для увлечений всей своей жизни – краеведения и коллекционирования. И такое место работы он нашел – сторож. Эта работа «устраивает его тем, что после ночи дежурства у него бывает два совершенно свободных дня, которые он и использует для краеведения».
Всю свою жизнь Василий Константинович посвятил коллекционированию документов, фотографий, вещей, книг по истории Смоленского края. «Он же часто обходит книжные магазины, подолгу стоит у витрин, высматривая книги смоленских авторов, покупает их и идет за автографом». Но особый интерес для него представляли рукописи. Смоленский журналист Б. Бельтюков в своей заметке так описывал их поиск: «…время от времени он появляется у нас в редакции… Тычет пальцем в наши бумаги. “Это кто написал? Наш писатель, поэт, журналист? Дайте мне листки для коллекции, для будущего музея”. Но рукописи он берет не всякие. Перепечатанные на машинке ему и даром не надо. Но если на машинописном тексте есть поправки автора, его почерк, он его возьмет с удовольствием».
В.К. Ефременков обладал чутьем на редкие вещи. Он знал сотни людей, адресов, где можно что-то получить, найти для своей коллекции. «Многие смоляне помнят, как ломали старые дома против Блоньи. Огромным железным шаром строители били в толстенные стены, а наверху на куче кирпича и сломанных балок прыгал этот высокий и нескладный человек. И представьте себе, нашел-таки пачку каких-то соляных договоров, писем, пучки гусиных перьев, которыми писали более ста лет назад. Узнав об этом, директор краеведческого музея взвыл от обиды».
Все заработанные деньги он тратил на пополнение своей коллекции. «Как-то, несколько лет назад, ему повезло: на случайно купленный билет автомотолотереи ДОСААФ он выиграл мотоцикл. Но не взял его, а получил деньгами… Он пошел в магазин и приобрел дорогой магнитофон.
– Зачем он тебе? – удивились знакомые.
– Буду записывать голоса знаменитых смолян, – писателей, художников, артистов.
И на оставшиеся после покупки магнитофона деньги махнул в Москву к знаменитостям и вернулся оттуда с первыми записями на пленку».
Его глубоко интересовали жизнь и деятельность известных людей, и не только смолян. В состав его коллекций входили редкие книги, автографы деятелей культуры, афиши, предметы быта, игрушки, документы XVIII-XX вв. и др. материалы, которые он демонстрировал в библиотеках, музеях, институтах и учебных заведениях, главным образом, приурочивая эти выставки к юбилейным датам.
«На выставке он бывает несколько тщеславным, ревниво наблюдает, как люди рассматривают его экспонаты, сияет от радости, дарит проспекты со своими автографами». Подготавливая выставки, стенды, буклеты, самостоятельно у Василия Константиновича не все получалось идеально. «Однажды один журналист прошелся в заметке по его очередной выставке сатирическим пером, покритиковав его проспекты за малограмотность. И он сделал правильные выводы: стал приносить проспекты знакомым журналистам на редактирование». Много ценных экспонатов передал Ефременков в дар музеям, литературному институту. «Его материалами пользовался поэт Н.И. Рыленков и другие писатели. Журналисты не без пользы для себя листают книги из его собрания, рукописи, письма».
Краеведческие заметки об экспонатах своей коллекции Василий Константинович публиковал в региональных газетах, одна из рукописей его статьи сохранилась в Государственном архиве Смоленской области в фонде «Редакция газеты “Рабочий путь”».
В.К. Ефременков неоднократно обращался в различные научные общества и организации с предложением об издании подробного справочника по истории г. Починка, но его инициатива не нашла поддержки.
Умер Василий Константинович Ефременков 29 апреля 1989 г. в Смоленске.
По приказу Управления культуры Смоленского облисполкома №93 от 6 мая 1989 г. и Смоленского музея-заповедника №54 от 9 октября 1989 г. в музей поступила коллекция В.К. Ефременкова. В настоящее время в его фондах насчитывается около 10000 единиц хранения. Это несколько сотен монет, значки, настольные медали, спичечные этикетки, игральные карты, открытки, фотографии разрушенного Смоленска, дореволюционные и советские ноты, книжные закладки, почтовые конверты и марки, различные предметы космической направленности, книги с автографами авторов, статуэтки и многое другое.
Кроме музейных экспонатов, Василий Константинович оставил после себя огромное количество архивных документов исторического, литературоведческого и фольклорного характера, хранящиеся в архивах РФ: Государственный архив Смоленской области, Российский Государственный архив литературы и искусства; Архив Российской Академии наук; Российская национальная библиотека; Государственный Исторический музей, Государственный литературный музей.

 
201307_155.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2022 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.