Архив 2013 - 2021 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ПРИЗМА ВРЕМЕНИ

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ЮБИЛЕИ

Александр МЕЛЬНИК, литературный обозреватель

Прочитал и запомнил: «Институтская многотиражка открывала и напутствовала многие таланты. Вот, например, в 1976 году, представляя нового автора, газета писала: «У Наташи Егоровой, студентки первого курса факультета русского языка и литературы, несомненный дар видеть мир через волшебное стеклышко».

Сразу разглядели талантливую поэтессу».

Это написал бывший ректор пединститута, а ныне президент государственного университета Виктор Алексеевич Петров, который публикует в журнале «Смоленск» уникальные свидетельства современника, озаглавленные «Что было, что есть».

Неуловимо быстротечное время. И в томе зрелого Мастера читаю сегодня:

В большой стране, которой больше нет,

Я родилась на снежный белый свет.

А вера, что веками грела род,

Таится, дремлет, но вот-вот уйдет.

Чугунный мост. Озябшие дома.

Чужая жизнь, сводящая с ума.

Чужой Москвы - сухой чужой снежок.

Поддену снег на алый сапожок.

Ты прав, Господь: сама я прах и тлен,

Но больно мне от вечных перемен.

С продрогшей шубки сдую иней дней.

...Оставленная вечностью Твоей.

А кого они радуют, произошедшие перемены, на пространстве страны, «которой больше нет»? Наверное, ощущение снежности белого света не скоро развеется у русских людей.

Чужая жизнь, чужая Москва, чужой снежок – все это мнимые обретения осиротевшего человека, утратившего почву с родовыми корнями, уходящими в вечность.

Я жить хочу – и на себя сержусь.

Скриплю снежком. Ищу былую Русь.

Чужих витрин сплетаются огни.

Чужому веку светят фонари.

Чужая ночь. Чужой любви закон.

Чужая повесть варварских времен.

Неужто - варварских? Именно так. Неизгладимы в памяти трагические события.

Белый свет раскололся на «наш» и «не наш».

Но причем тут Россия и ты тут причем?

Рявкнул Ельцин – пропивший державу алкаш.

Дрогнул меткою ада на лбу Горбачев.

Но отринув продажных словес дребедень.

Ты солдатом прошел по великой войне.

Белый дом догорел, и прохановский «День»

Полыхнул и сгорел на высоком огне.

Ты себя не жалел, ибо все мы – должны!

Ради вечных идей и России святой!

В одночасье не стало великой страны –

Но трагедии даже не понял никто.

Поэзия Натальи Егоровой достигает публицистического накала в лучших традициях русской патриотической лирики. Она сопереживает и сострадает, остро чувствуя народную беду: «Воет в душу державных руин пустота».

В предисловии к своему поэтическому сборнику «Русской провинции свет» она пишет: «В годы развала страны работала у А.А. Проханова в газетах «День» и «Завтра», вела отдел поэзии. 1991 и 1993, да, пожалуй, и все годы, проведенные в газете, буду помнить всегда. Если к тому русскому аду можно применить слово «везение», то работу у А.А. Проханова и В.Г. Бондаренко считаю одним из главных везений в своей жизни – говоря просто, благодарна им за бесценный жизненный и исторический опыт. Наверное, многим те годы запомнились каждодневной болью, порожденной развалом страны – может быть, самой большой трагедией в истории России».

Абсолютно убежден, что стихи Натальи Егоровой высокого гражданского звучания пополнят кладезь русской классики и станут в один ряд с общепризнанными творениями, вошедшими в сокровищницу национального культурно-исторического наследия.

В этих хлещущих тьмах, в этих гиблых краях

Завернись в пальтецо, подними воротник.

Русский ищет не счастья, а смысл бытия,

А к морозу и снегу ты с детства привык.

И привыкши к тому, что весь век не у дел,

Смотришь в вечный тупик за бураном и мглой.

Только как ты Россию свою проглядел?

Не семнадцатый в мире – так тридцать седьмой.

Правнучка расстрелянного за веру священника, она унаследовала благодатную миссию духовного служения, воспевая чашу сию.

Ты прости нас, Господь, ибо в мире идей

Только Небо сияет свечою навек.

Нету чаши другой, кроме Чаши Твоей,

И не может без Бога прожить человек.

«Поэзия всегда была для меня способом познания мира. И вместе с тем я считаю поэзию не искусством мысли, а искусством Любви: ведь настоящее познание только для Любви и возможно», - утверждает автор сборника и продолжает: «...Сейчас ответ на вековечный вопрос – для чего мы приходим в поэзию и что должны в ней делать – звучит для меня просто. Поэзия это служение – родине, людям и прежде всего Богу».

Огонь родного очага – тот немеркнущий свет, который влечет и манит из чужой ночи. Это русской провинции свет, освещающий творческий путь талантливой поэтессы.

Распахнул благодатных энергий отвес

Богородицы град, Богородицы дом –

Словно вылили золото с древних Небес,

И застыло оно над днепровским холмом.

И свечою надежды горя к Небесам –

(Так лишь деды святые молиться могли!)

Ввысь в расплавленном пенье вздымается храм,

Все земное с собой увлекая с земли.

Свет, которым пронизано все стихотворение «Одигитрия Смоленская», лучится во всем творчестве Натальи Егоровой. Только теперь она смотрит на мир не через волшебное стеклышко, а через призму времени. Хотя в сборник включены и юношеские стихи, объединенные названием «С высоких подмостков моих двадцати». Они оттеняют эволюцию творчества художника, достигшего совершенства.

Всепроникающий взор сострадательного человека фиксирует на века приметы и перемены, от которых стынет душа. В краеведческом музее деревни Волоковой есть экспозиция, посвященная исчезнувшим деревням. И там помещено стихотворение Натальи Егоровой, которое представляет собой реквием - траур по вымирающим селениям.

Ты черные руки положишь на белую скатерть.

Кто был здесь в гостях – позавяжешь на память узлы.

Разломишь картоху – великая вечная Матерь,

Вся в черных морщинах чернее земли и золы.

Зарю над деревней твоей повернуло на полночь,

И звезды над Касплей на волок идут посолонь.

Ты смотришь во мрак и, беззубая, шамкаешь:

«Помню!»

И в старой печи поднимается Вечный огонь.

То, к чему взгляд обывателя притерся, притерпелся, привык, в глазах художника обретает символический смысл. Штрих за штрихом создается картина времени, потрясающее эпическое полотно из слов и чувств – историческое свидетельство потрясений и утрат.

Одинокая старость стучит к тебе в дом.

Неизбывное нищенство прет из щелей.

Отирай же скупую слезу рукавом

На прекрасной, невечной отчизне своей.

А ухабы все круче, а совесть болит,

А беда все больней, все сильнее вина.

Так очнись же, высокой души инвалид,

Лишь по воле Небес не сошедший с ума.

В литературе появляются произведения, которые делают незабываемым имя автора. И даже если бы он написал только одно это произведение, то остался в исторической памяти. К таким изумительным творениям относится баллада по звучанию, моление по сути, поэтическая драма, которая начинается со строки «В этих хлещущих тьмах, в этих гиблых краях...», а заканчивается строфой:

Так прости нас, Господь, и Россия прости!

Мир, пред Чашей застывши стоит не дыша,

Где у множества верных в единой горсти

В Боге - сердце одно и едина душа.

Оно, это произведение, наиболее ярко и зримо дает представление о смелом творчестве порицательницы новой российской смуты, в котором утверждение православных ценностей - мост от безысходности к оптимизму, основа нравственной стойкости и свет, указующий путь из всего чужого и чуждого.

У Натальи Егоровой подоспел юбилей – время творческой зрелости и новых свершений. Пусть же по воле Творца не увядает ее яркий талант долгие годы, и будут плодотворны дни, и блистательны творения.

 
6-202-2017.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2022 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.