Всю жизнь любил он рисовать войну…
К. Симонов
В Доме художника прошла областная юбилейная выставка, посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Очень сильные эмоции вызывают представленные работы. Не могло быть иначе, поскольку тема близка и дорога каждому в нашем городе, где все дышит историей. Это наследие и вдохновляет на творчество, и в то же время наделяет ответственностью. Художники послевоенного поколения овладевали своей профессией в окружении свидетелей трагических событий оккупации Смоленска, его славного освобождения. Среди них были те, кто и сам участвовал в Великой Отечественной войне, и те, чьи отцы и деды тяжелым солдатским трудом добывали победу. Поэтому работы на военную тему отличаются особой монументальностью образов, хорошо продуманным подходом, тщательностью исполнения.
В экспозиции представлены знаковые для нашего искусства произведения, которые уже могут быть известны зрителю. Две темы экспонатов особенно выделяются: наш город-герой и герои войны. Смоленск в темперной живописи народного художника РФ, академика РАХ Геннадия Васильевича Намеровского монументален и величественен («Дороги к Храму», «У Крестовоздвиженской церкви»). Второй теме задает высокую планку знаменитый «Рядовой Мухин с войны не вернулся» из триптиха «Эхо» народного художника РФ Вячеслава Федоровича Самарина.
В экспозиции представлены знаковые для нашего искусства произведения, которые уже могут быть известны зрителю. Две темы экспонатов особенно выделяются: наш город-герой и герои войны. Смоленск в темперной живописи народного художника РФ, академика РАХ Геннадия Васильевича Намеровского монументален и величественен («Дороги к Храму», «У Крестовоздвиженской церкви»). Второй теме задает высокую планку знаменитый «Рядовой Мухин с войны не вернулся» из триптиха «Эхо» народного художника РФ Вячеслава Федоровича Самарина.

Портретный жанр представляет образы ветеранов, воочию видевших ужасы войны. Их изображения напоминают о жертвах и героизме, о духовном подвиге несломленных людей. К таким работам относится «Портрет отца ветерана ВОВ, участника боёв на Невском пятачке» заслуженного художника РФ Владимира Александровича Лавренова. В особом жанре парадного портрета выполнены работы Александра Николаевича Анатольева «Участница боёв под Сталинградом Осадько Анна Петровна», «Участник боёв под Сталинградом. Савельев Владимир Дмитриевич». Ветераны с орденами на груди предстают как олицетворение высокого достоинства простого человека.
Иной подход у Валерия Николаевича Москаленко в портрете «Андрей Петрович Попов, ветеран ВОВ, деревня Акатово». Мы видим образ много пережившего человека, за спиной которого уходит вдаль река или лесное озеро, что символизирует пройденную жизнь с ее перекатами и крутыми поворотами. Вот он в полный рост в старой солдатской форме с двумя веслами на плече. И босые ступни, и древо весел вызывает аллюзию на узнаваемый мотив. Перед нами человек, достойно пронесший свой крест, и глаза его навсегда сохранили страдание виденного горя.
На портрете Валентина Ивановича Кожевникова «9 мая. Рядовой Победы» ветеран нежно и бережно держит цветущую ветвь как символ сохраненного им мира. И все вокруг окутано теплым светом спокойного и тихого бытия.
Впечатляет картина Ивана Ивановича Барилы «Вдова. О маме, дедушке и отце». Изображены три портрета из разных временных периодов, объединенные в единый композиционный план. Дедушка – герой Гражданской войны, отец, погибший на фронтах Великой Отечественной, и между ними в центре композиции – мама, которая встретила мирное время вдовой. Каждый портрет расположен в отдельном фрагменте, но они перекликаются и дополняют друг друга, создавая единую историческую и эмоциональную сцену. Используется композиционная многослойность: портреты мужчин даны на пейзажном фоне, на них наложены фрагменты документальных подтверждений трагических событий – плакат времен Гражданской и часть похоронки. Вся работа выполнена в различных оттенках коричневого и охры, пастозной, фактурной масляной живописью, передающей ощущение эпохальности семейной саги, надломов времен. Трехчастная композиция помогает развить повествовательность сюжета в работе «А мой не вернулся…». Троичность образов центрального фрагмента (портрет героя войны, его внука и иконки с ликом Христа) дополняется сценами расставания с женой и гибели в бою по краям. Прием воплощения темы единства поколений в борьбе с фашизмом в тройном портрете повторил Александр Иванович Барило в графической работе «Герои войны. Цена Победы». Мотив тройного портрета ветеранов повторяется и в автопортрете Валерии Олеговны Родионовой «Мой Бессмертный полк».
Новейшей истории посвящены работы Юрия Геннадьевича Мелькова из цикла «Смоляне - участники СВО»: «Виктор Кирчетов, награжден Орденом Мужества (посмертно)», «Андрей Блохин – Герой России (посмертно)». В парном портрете «Мать и сын. Алексей Шпис, награжден Орденом Мужества (посмертно), Любовь Шпис, волонтер на СВО» фигуры расположены рядом, но они из разных временных планов. Потеряв сына, мать посвятила себя нелегкому труду военного волонтера в госпиталях Донецка и Макеевки. Композиция создает молчаливый диалог между ними, смысл которого в глубоком уважении и признании жертвы, присущей их общему служению.
Не только портреты позволяют раскрыть тему жертвенности и героизма, но и символизм предметного мира, которым оперирует жанр натюрморта. Заслуженный художник РФ Вера Евгеньевна Самарина в натюрмортах «Из серии “Память”» рядом поместила военные фотографии и иконы, а перед ними в одной работе – поминальная стопка и хлеб, а в другой – церковная свеча. Композиция подчеркивает, что память о войне укоренена в нашей духовной традиции и ставит на один уровень службу воина и служение веры.
Предметы натюрморта Светослава Олеговича Арайса «Стол военкора» приоткрывают перипетии славной судьбы военного корреспондента. Фотография нашего поэта и военного корреспондента А.Т. Твардовского, фотоаппарат-гармошка, бумаги, лампа, чернильница и перо – все это создает атмосферу абсолютной преданности своей работе, а также воспоминаний и размышлений о прошлом. В натюрморте «Помним…» Эльвиры Александровны Пшеничниковой фляжка, пилотка военного офицера, георгиевская лента, офицерский планшет для документов подчеркивают боевой дух моряка, его ответственность и опыт. Часть разорвавшегося снаряда символизирует разрушение, потери и жестокость войны. Синие полоски тельняшки напоминают о вековых традициях морского братства, а старые газеты включают изображение в контекст времен и исторических эпох.
Работа Ларисы Николаевны Шулика «Образок» передает атмосферу спокойствия и простоты жизни. Белый рушник на иконке, как будто плат покрова, которым Богоматерь защищает землю. Яйцо вводит мифологему мироздания и мотив нарождающейся новой жизни, а ярко-красные ягоды рябины и головки цветов говорят не только о естественной красоте природы, но и о жертвах, ценой которых оплачен этот мир.
Тему взаимодействия человека и техники раскрывает работа Сергея Михайловича Богомолова «Перед вылетом», в которой нашему взгляду раскрыто пространство вертолета, готового к выполнению боевой задачи.
И, конечно, мощным инструментом раскрытия исторической темы являются сюжетная живопись и графика. Дымно-пороховой колорит картины «Дороги войны 1941-1945» заслуженного художника РФ Юрия Ивановича Преображенского и ее композиция дают возможность зрителю почувствовать себя участником этого движения пехоты, подходящей к линии фронта, которая обозначена заревом разрывов на горизонте. Солдат, обернувшись, как будто прощается с нами и в то же время останавливает, предупреждая, что туда нельзя, что лучше оставаться в нашей реальности, там, где мир и солнце.
Две литографии Владимира Александровича Лавренова из серии «Воспоминание детства» отмечают границы военного времени, его начало и конец. В работе «Проводы. 1941 г.» горожане прощаются с солдатами, уезжающими в поезде на фронт. Женщины с детьми, инвалиды войны, матери плачут, машут руками. Военный оркестр играет, а поезд удаляется, исчезая. Горизонт – как грань между жизнью и смертью. Боль расставания сменяется радостью встречи в литографии «Победители». Ее композиция динамичная: солдаты едут домой в открытом вагоне и приветствуют ребятишек, бегущих за поездом. Она предает радость Победы, оживленную атмосферу праздника и ощущение необыкновенной легкости бытия теперь, когда наступило новое время, позволяющее верить в мирное будущее.
Почти абстрактные работы Александра Николаевича Зорина из серии «Война» выражают смятение и хаос стихий в дисгармонии бытия, создаваемой межчеловеческой бойней. Снег и пламя смешиваются, дымовой мглой заволакивая пространство. Человек и танк сошлись в смертельном поединке. Это впечатление усиливают специфические авторские приемы пастельной графики.
В граттаже Владимира Владимировича Горина «Отряд» солдаты стоят с оружием рядом с разбитым немецким танком. Они после серьезного боя слушают своего командира, и по напряженному и сосредоточенному выражению их лиц мы понимаем сложность ситуации и задачи, которую им предстоит решить ценой своей жизни. Техника граттажа с ее черно-белой графикой, глубокими и четкими линиями поддерживает идею непримиримого противостояния. А выполненный в той же технике «Заслон» посвящен современным событиям СВО. Бойцы держат оборону в укреплении, на которое, как в 1941, надвигаются немецкие танки. И в этом смертельном противостоянии сил с нашими бойцами в окопе котенок, уже привыкший к звукам разрывающихся снарядов, как напоминание о доме, мирной жизни, человечности и ласке, которым есть место в этом ужасе войны.
На картине Александра Алексеевича Комарова «Каждый рассвет приближал к Победе» изображены два солдата после боя, в котором один получил серьезное ранение и потерял способность видеть, а второй помогает ему выйти из окружения, служит опорой и несет за двоих автоматы. Они измождены, но не сдались. Они живы благодаря воле к победе и дружескому солдатскому братству, в котором каждый готов положить «душу свою за други своя». Свободно и импульсивно мазки кисти передают текстуру одежды, лица и поверхностей. Рассеянное и мягкое освещение туманного леса подчеркивает фигуры людей.
Интересно решен сюжет картины вяземского художника Виктора Максимовича Чайки «Жди меня». Это холодный зимний пейзаж с заснеженным полем и деревьями, сельской дорогой, ведущей в деревню. На фоне серого неба видны три треугольника фронтовых писем, парящие в бледном небе над головой. Контраст неподвижной статики пейзажа и вечного движения вестей из прошлого передает чувство горечи разлуки и вечной надежды. Эти письма летят к нам из далекого 43-го... Они говорят о тех многих жизнях, которые не были прожиты, но дали возможность существования нашей стране и нашей культуре. Поэтому уходящие за горизонт поля и дорога России бесконечны.
Работы, посвященные Смоленску, в разных техниках передают дух нашего города. Он стал свидетелем многих трагических событий Великой Отечественной войны, сначала катастрофы отступления в 1941, чему посвящена монохромная акварель Натальи Николаевны Павловой «Смоленск, 1941 г.». Знаменитый смоленский мелькомбинат до 2000-го года стоял в руинах, как свидетельство тотального уничтожения города фашистами за годы войны. Теперь он разобран, но сохранился в произведении, напоминая о тяжелейших условиях оккупации. Другие работы этой темы посвящены героическому освобождению города в 1943 году (Иван Иванович Барило «Смоленск. Сентябрь 43», Игорь Владиславович Солдатенков «Памяти освободителям», Сергей Егорович Потапов «Выжившие», Николай Григорьевич Карташов «Смоленск 1943 г.»). Наконец, мы увидим и город нашего времени, который помнит и чтит свое прошлое. Городской пейзаж с памятником партизану Куриленко, улицы и площади – в замечательной графике Валентины Ивановны Чертковой («Февраль»), Ксении Андреевны Тихоновой (триптих «Город-герой Смоленск»).Многие работы отмечают места боевой славы Смоленщины: например, Николая Григорьевича Карташова «Соловьева переправа 1941 г.».
И сам День Победы как главный праздник, объединяющий весь наш народ, стал героем ряда картин: Алёны Евгеньевны Дроздовой «День Победы в деревне Диво», Александра Михайловича Романова «День Победы», Игоря Владиславовича Солдатенкова «День Победы». Каждый из этих авторов передал светлую радость и значимость этой даты.
К памяти народа взывают монументы и скульптуры, которые формируют культурную среду нашего и других городов. На баннерах и в моделях на выставке представлены работы заслуженного художника РФ, почетного члена РАХ Валерия Степановича Гращенкова «Смоленщина», Любови Павловны Даниленковой «О долге, доблести и чести», заслуженного художника РФ Людмилы Александровны Ельчаниновой «Мать и дитя», Константина Фёдоровича Куликова «За Мир» (Воронеж), «Партизанка» (Вязьма), «Знаменосцы Победы М. Егоров, М. Кантария», народного художника РФ Альберта Георгиевича Сергеева «Портрет генерала-лейтенанта, Героя Советского Союза Руссиянова Ивана Никитича». На фотографиях можно увидеть ряд знаменитых монументов А.Г. Сергеева «Памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину» (1994), фрагмент памятника Василию Теркину (1994), «Памятник Скорбящей Матери», «Памятник Советской Гвардии, рожденной в боях под Ельней» (1971).
В декоративно-прикладном творчестве показали свои изделия – льняные полотенца с тематической вышивкой Галина Владимировна Ёркина («Торжество»), Антонина Ивановна Ермачкова («Традиция»).
В экспозицию вошли и работы молодых авторов, например, студентки факультета искусства и дизайна Ксении Витальевны Сырф «Вечереет». А один зал предоставлен для экспонирования работ учащихся, которые были выполнены в рамках фестиваля «Наследники Победы». Эти рисунки удивительно искренни и довольно сложны, что свидетельствует о высоком уровне подготовки детей, способных раскрыть тему в сюжетных композициях, выразительно выстроить ритм, движение, колорит. Радует, что талантливые молодые авторы продолжают традиции и причастны к ценностям нашей культуры.
Все работы экспозиции являются свидетельством памяти о войне, героизме и преемственности поколений. Они напоминают о необходимости понимания исторического опыта, пройденных испытаний, которые делают наш народ сильнее.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! – Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас. Юлия Друнина.