Главная | Архив |

  МЫ - не вы!  
   

Рубрику ведут Анастасия Трифонова и Вероника Авхимович

 

Есть контакт?

 

Здесь работают люди, в разы говорящие за час больше, чем любой говорливый человек на Земле. Их задача – максимально быстро оформить заказ или ответить на задаваемые вопросы, помочь в решении возникшей проблемы. Отступать от этого запрещается, иначе – потеря работы. Речь идет об операторах контактных центров.
Это юноши и девушки, рассказывающие о том, что нового придумал мобильный оператор и пытающиеся понять на расстоянии, почему в наш телефон не загружается картинка из Интернета.
Это другие юноши и девушки, объясняющие клиенту, почему его банковская карта внезапно оказалась заблокированной.
Смоленск всегда был восприимчив к новым веяниям, поэтому, как мы узнали, сфера смоленского такси оказалась связанной с контактным центром тоже. Некоторые фирмы уже давно работают без раций, телефонисток и диспетчеров. Все это заменяют мобильные телефоны с Java-приложением и девушки с красивыми голосами. Что же скрывается за этими красивыми голосами, раздающимися в нашей телефонной трубке?
При устройстве на работу в контактный центр одно из предъявляемых к кандидатам требований –это стрессоустойчивость. Это может показаться странным, ибо такое же требование предъявляется и тем, кто едет служить в горячую точку. Однако, и в контактном центре бывает «жарко».
Почти в каждую смену раздаются звонки от пассажиров, которые не довольны предоставленной машиной, стоимостью поездки, долгим ожиданием, грубостью водителя, тем, что температура воздуха +5, а не +11 в конце концов.
Отвечать надо в вежливой форме, не повышая тона. При этом поток брани, обрушиваемой на оператора, может не смолкать в течение 5-19 минут. Вульгарное «тыканье» и угрозы с обещанием разборок – логический финал таких разговоров. Если к этому добавить нетрезвость звонящего, то можно понять щекотливое положение оператора, пытающегося разрешить конфликтную ситуацию. Это требует действительно немалых энергетических, душевных и эмоциональных затрат, Тот, кто все «пропускает через себя», не выдерживает на такой работе дольше недели – либо уходит, либо меняет своё отношение к выслушиваемому.
Молодые парни, звонящие в такси, примерно в 20% случаев еще желают и познакомиться с операторами: «Девушка, у вас такой красивый голос. Как вас зовут?» Такое заигрывание, являющееся не более чем развлечением или шуткой, для оформления заказа тормоз, сбивающий с толку.
Кому противны комплименты? Думаю, нет таких. Но каждый комплимент, в первую очередь, должен быть уместен: служба такси - не голосовой чат знакомств. Пока это понимают не все.
По алгоритму обслуживания клиентов оператор обычно называет свое имя. И здесь также начинаются вариации на тему знакомства. Позвонив в следующий раз, этот клиент начинает требовать, чтобы с ним разговаривал, например, оператор Светлана, и никак не меньше!
Главный инструмент в работе оператора – это его голос. Именно с помощью него устанавливается контакт во всех ситуациях. Не важно, плохое или хорошее у тебя настроение, грустно тебе или весело, раздается звонок – ты концентрируешься и начинаешь разговор. Люди этой профессии не должны болеть простудными заболеваниями, все-таки услышать в трубке осипший и охрипший голос просто неэстетично. Вот и приходится постоянно леденцы им во рту держать в нерабочее время горло смачивать. Кроме этого, сильному воздействию подвергаются уши, которые напрягаются, чтобы расслышать шепот клиента сквозь басы грохочущей музыки ночного клуба, или взрываются от громких криков пассажиров, считающих, что их не слышно. А если к этому добавить воздействие компьютера на глаза, то вообще какое-то вредное производство получается!
Вместе с тем, работа эта безумно интересная: опыт работы с людьми – уникальный, учитывая его масштаб. С каждым звонком оператор - невольный участник какой-либо ситуации: парочка спешит домой, студент утром опаздывает на занятия, мужчины едут отдыхать в сауну. Все это проходит через оператора. Сменяясь, как кадры кинопленки.
Чем быстрее мы научимся четко и кратко формулировать свой вопрос, тем быстрее «Девушка с приятным голосом» сможет нам помочь. Это «золотое правило» по установлению контактов.






 


 

Освободи книгу!

 

Новое молодежное увлечение набирает силу в городах России. Зародилось оно и в Смоленске. Еще только зародилось, потому что не все слышали о том, что же такое бук-кроссинг.
Бук-кроссинг — это процесс освобождения книг. Человек, прочитав книгу, оставляет её («освобождает») в общественном месте – в парке, кафе, подъезде, да где угодно, лишь бы книга была замечена и не осталась без нового хозяина, который, в свою очередь, потом тоже оставит для следующего владельца.
Похоже на эстафету, только в качестве заветной палочки здесь выступает книга. В сообществе бук-кроссеров нет места жадным фанатичным собирателям, на чьих пыльных полках оседают редкие и ценные букинистические экземпляры. Здесь бытует иное мнение – чем увлекательнее книга, тем более она достойна того, чтобы быть оставленной для нового, не менее заинтересованного в ней книгочея.
Идея таких бесплатных уличных библиотек родилась несколько лет назад в США. Как известно, там самые высокие цены на книги в мире. Поэтому бук-кроссинг очень быстро превратился в национальный вид спорта. Ежедневно американцы оставляют на скамейках, в кафе и на вокзалах сотни тысяч прочитанных книг. Кто-нибудь найдет и скажет спасибо.
Конечно, в тех городах, где движение достаточно развито, существуют постоянные излюбленные «точки» передачи книг. В городах, освоивших бук-кроссинг, поиск книг, как и всё в 21 веке, начинается с Интернета. Достаточно зайти на специальный сайт, и перед вами появится вся информация по вашему городу и региону - название оставленных где-либо книг, имя их прежних владельцев и «точки», где нужно искать. Главное только прибыть в нужное место первым. В Смоленске «точки» еще только формируется, однако тоже не без помощи Интернета и социальной сети «В Контакте», где существует группа «Бук-кроссинг в Смоленске!».
Но, что интересно, сама идея такой передачи книг новым владельцам существовала в нашем городе, да и в России вообще, задолго до официального появления бук-кроссинга. Даже сейчас в Смоленске часто можно видеть книги, лежащие в самых неожиданных местах – на подоконниках лестничных пролетов в многоэтажках, в киосках, торгующих мелочами для дома… И эти книги не зарегистрированы на спецсайте. Почему так получается? Ответ прост. Помним, что Россия – самая читающая страна в мире, и потому неудивительно, что почти у каждого человека дома хранится немалое количество разноцветных томиков самого разного содержания. Начинает русский человек разбираться на полках, в шкафах, на антресоли и находит там старые книги. Что делать? Освободить место необходимо, но разве ж мыслимо выбросить книги?! Вот и выкладывает их человек туда, где, по его мнению, они «хоть кому-нибудь, да понадобятся». И действительно – неделя, другая, месяц, и книг на том подоконнике уже нет. И радостно становится на душе – и место освободилось, и книги не пришлось выбрасывать, и пригодятся они кому-то, раз этот кто-то их забрал.
Даже странно, почему бук-кроссинг официально изобрели в США?

 

 


Елена Борода

Что в имени тебе своем?

 

Не так давно меня стали интересовать литературные псевдонимы. Причем не столько конкретные авторы, сколько принятие вымышленного имени как явление в целом. Если верить распространенной фантазии о существовании мира созданных нами образов и мыслеформ, то где-то там обитают и они, загадочные двойники тех, кто в силу разных обстоятельств предпочел зваться по-другому.
Есть же причины, по которым писатель добровольно скрывается под другим именем? Безусловно, есть. Одна из них – сознательное дифференцирование, допустим, себя – художника и себя – простого смертного. Вполне объяснимое стремление разделить божественное происхождение одного и земную натуру другого. Художник действительно получает божественную искру в душу и «жало мудрыя змеи», но распоряжается этим даром вместе с тем, другим.
Первый в ночи пишет бессмертные строки, а тот, другой, пьяница и игрок, у него три жены и десяток любовниц, трудное детство и драматические отношения с собственным отпрыском (образ, разумеется, собирательный). Не сомневайтесь, стихи действительно рождаются из сора. А обыватель существует, чтобы судить и быть судимым, и ему нет дела до бессмертных строк, зато есть дело до того, кто их создал. И беда в том, что всуе поминается как раз имя, выбранное, дабы не осквернить…
Еще разделяют, простите, творчество и халтуру. За последнюю автору, как правило, платят. А псевдоним, как правило, расплачивается. А что? Поэт, он тоже – жив не манной небесной. Казалось бы, чего тогда стыдиться? Да знали бы вы, сколько образцов мировой литературы творилось за деньги или на заказ! Но существует большая разница между содержимым заветной Синей папки и газетным фельетоном, созданным за полчаса, вместе с курением, посвистыванием, и хихиканьем с машинисткой.
Впрочем, написанное не всегда дифференцируют именно по уровню мастерства и чистоте помыслов. Иногда речь идет о принципиально разных сферах литературного пространства. Или о жестоком творческом кризисе, породившем нового автора. То есть когда в одном художнике уживается несколько и каждый претендует на собственное имя. Недаром же появились С. Витицкий и С. Ярославцев, в соавторстве известные как братья Стругацкие. Так мирно соседствовали(-ют) в одном человеке поэтесса Зинаида Гиппиус и литературный критик Антон Крайний, японист-переводчик Григорий Чхартишвили и писатель Борис Акунин. Такая разноименность нужна скорее писателю, чем читателю, - хотя вроде бы существует в интересах последнего – как систематизация собственного творчества.
Еще одна причина наличия псевдонима – неблагозвучность настоящего имени. Здесь критерий один: эстетическое чутье его обладателя. Разумеется, каждый согласен с тем, что не имя красит человека, а как раз наоборот, что при имени Пушкина мало кому слышатся залпы башенных орудий, а фамилия Георгия или Вячеслава Ивановых (правда, с благородным ударением на второй слог) не кажется такой уж заурядной. И все же звучный псевдоним продолжают считать определенной составляющей творческого успеха. Разумеется, Северянин звучит куда благороднее Лотарева, а Багрицкий интереснее Дзюбина.
Порой за псевдонимом угадывается скрытая игра, мистификация. Таинственный Ник.Т.О., придуманный И.Анненским, лукаво заигрывает с читателем, провоцируя того на поиски настоящего автора. Не прочь быть разоблаченным, дабы доказать артистическую способность перевоплощаться, В.Брюсов, опубликовавший цикл стихов от имени женщины.
Наверное, есть и более экзотические причины использования псевдонима. Раздвоение личности, к примеру… За каждым псевдонимом – своя история. И есть во всем этом какая-то карнавальность, когда маски становятся реальнее людей.
В этой связи интересно коснуться такого явления, как «сетература», то есть интернет-литература. Там не псевдонимы, а ники, и авторы заняты не столько творчеством, сколько игрой. Казалось бы, демократичность и простота виртуальной коммуникации должны сблизить читателя и писателя. В действительности происходит наоборот. Если в сложившейся литературной традиции между автором и читателем стоит лирический герой, то в сетературе еще и псевдоавтор, скрывающийся за ником. Не то же ли самое использование псевдонима? Нет, не то. Разница приблизительно та же, что между написанным портретом и отражением в зеркале одного и того же лица. Псевдоним начинает жить собственной жизнью, зачастую более полной, чем его обладатель. Ник изначально эфемерен. Само существование его почти всегда утилитарно – для Сети как глобальной системы это всего лишь регистрация активного пользователя, не более.
Все сказанное выше, в сущности, достойно применения бритвы Оккама. Потому что в основе всех причин использования псевдонима лежит привязанность к имени. Меж тем феномен литературы в том, что живут не имена, а книги. Сравнение художественного творчества с процессом деторождения метафорично только в силу разности, так сказать, сфер деятельности. Законченное произведение хотя и связано с автором узами кровного родства, но живет самостоятельной жизнью. И если оно почему-либо не может существовать без родителя, то цена ему может и не грош, но на золотой фонд оно точно не тянет.
Названный феномен не вполне осознаваем благодаря клишированности нашего восприятия. Зачастую мы именами определяем произведение, забывая о том, что само имя создано произведением. Книга, носящая признаки творческой неудачи или отмеченная переоценкой собственного потенциала, вряд ли заслуживает внимания сама по себе. Но если ее автор молодой Некрасов или Булгаков – тогда да, тогда конечно, это вам не творческая неудача, это один из этапов оформления авторского почерка. И не надо слышать в сказанном иронию. Все верно: литературоведам, биографам и поклонникам Некрасова и Булгакова интересно все. Тем более что шедевры не вырастают в подобии цветочного горшка. Шедеврам нужна почва, перегной, брожение, так сказать. Нужно ли удивляться, что под блистательной вершиной райского дерева расположились ветви более скромные?
Тогда нужен ли он вообще, псевдоним? Играет ли он какую-либо роль или, простите за грубый каламбур, кроме роли в придуманной автором игре, - никакой? В сокрытии подлинного имени значение его ничтожно. От потомков не скроешься. Люди, которым интересен Гоголь и Чехов, вытащат на свет Божий и В.Алова, и Антошу Чехонте. Нелепо думать, что исследователи творчества Андрея Белого (который на самом деле Борис Бугаев) и Александра Гликберга (который известен как Саша Черный) не будут знать полного списка имен любимых поэтов. Зато это один из важных показателей в творческой самооценке.
Пожалуй, все. Пожалуй, на этом можно остановиться. Потому что есть хорошие книги. И не так уж важно, кого больше – авторов или писателей.

 

 


 

«Малютка»

 

В последнее время мы привыкли, что бутылки, макулатуру и цветные металлы собирают все чаще люди, ведущие, мягко говоря, нетрезвый образ жизни. Собирают для того, чтобы этот самый образ жизни продлить хотя бы еще на один день. А ведь так было не всегда.
Буквально 30 лет назад сбором макулатуры и металлолома вплотную занимались дети и школьники. Причем не просто так, для собственной выгоды, а для других, более высоких целей. Не будем говорить загадками, а приведем конкретный пример, который имел место в нашем родном городе в 1970-80 годах. Мы расскажем Вам о пионерской акции «Малютка».
История «Малютки» началась во время Великой Отечественной войны, когда обычная шестилетняя девочка, Ада Занегина, вместе с матерью была вынуждена покинуть родную Сычевку. Вскоре она написала письмо в редакцию газеты «Омская правда», в котором просила передать деньги, накопленные ею на куклу, на строительство танка и призывала всех детей последовать ее примеру. Письмо было опубликовано и вызвало широчайший резонанс. На собранные детьми деньги на Сталинградском заводе «Судоверфь»был построен настоящий танк Т-60, которому дали ласковое имя «Малютка». Его получила старший сержант 56-й танковой бригады комсомолка Екатерина Петлюк. Танк принял участие в тяжелейших боях за Сталинград, а потом его следы затерялись в суете военных будней.
Спустя 30 лет после окончания войны, благодаря омским поисковикам, которых тогда называли «красными следопытами», об этой истории вспомнили. Узнали о ней и на Смоленщине, и так получилось, что именно здесь «Малютка» обрела новую жизнь. Пионеры средней школы № 2 г. Смоленска выступили с предложением ежегодно передавать средства, вырученные от сбора металлолома и макулатуры, на выпуск тракторов. Инициатива смоленских школьников, о которой в те дни рассказали почти все газеты Советского Союза, радио и телевидение, никого не оставила равнодушным. Начинание школьников поддержал областной комитет комсомола, который своим постановлением обязал комсомольские организации оказывать пионерам всяческую помощь.
5 июля 1979 года у Кургана Бессмертия в парке Реадовка молодым механизаторам области была вручена первая колонна «Малюток» из 15 тракторов МТЗ-80, собранных комсомольцами Минского тракторного завода на средства пионеров и школьников Смоленщины. На кабине каждого трактора в дань традиции было написано: «МАЛЮТКА». В 1986 году, по результатам восьми этапов операции, пионерская колонна насчитывала уже 140 тракторов «Беларусь». Согласитесь, значительное пополнение для сельского хозяйства области.
Как жаль, что сегодня у нас нет старой доброй «Малютки». Интересно, а способны ли современные школьники возродить это славное начинание? Вряд ли, судя по их увлеченности танками, которые они видят на экране телевизоров в боевиках...
Валентин Семенов,
заведующий музеем истории молодежного движения
при Доме молодежи
 

 

 


Алевтина Германова

Кому сейчас мило Милюково?
(Глазами студента)

 

Сколько забытых названий хранит карта нашей области?! Милюково - небольшая деревня в Новодугинском районе, неподалеку от села Тёсово. Раньше это была шумная деревня, где только в одной избе местного священника Василия Сергеевича Докучаева насчитывалось 9 человек. Теперь же она представляет собой одну улицу из 12 домов, причём жилых только три, во многие дома заселяются только на лето, а некоторые с покосившимися изгородями палисадников доживают свой век, вызывая тягостное чувство заброшенности.
В центре деревни, по традиции, находится церковь, точнее то, что от неё осталось. Здание не имеет ни купола, ни крестов и лишь смотрит на мир пустыми глазницами окон с ржавыми решетками. Зимой 1942-1943 гг. отступающие фашисты взорвали колокольню церкви Святого Николая, в которой крестили В.В. Докучаева. На стенах проступает кирпичная кладка, пока ещё не разрушенная от времени. Как уже было сказано, центральный предел не имеет купола и его убранство довольно плачевно – зарастает изнутри бузиной да крапивой. К этой части церкви примыкает отреставрированная. Здесь иногда проводит богослужения тёсовский священник.
Вокруг здания церкви сохранился фундамент ограды и угловая часовня. Ограда является ещё и границей кладбища, выросшего среди старых берёз, лип и дубов. Среди могил есть достаточно новый надгробный памятник. В 2006 году силами администрации Новодугинского района была восстановлена могила родителей известного почвоведа.
Если продвигаться вдоль улицы, то сразу за церковью можно увидеть какие-то развалины из кирпича. Они не имеют прямого отношения к великому почвоведу, скорее указывают на упадок деревни. Эти руины – школа, в которой и учиться-то некому.
Следуя вдоль деревенской улицы, доходим до реки Касни, которую Василий Васильевич исследовал вдоль и поперек. Эти результаты отразились в его диссертации «О наносных образованиях по речке Качне, Сычевского уезда, Смоленской губернии».
Практически на самом берегу стоит дом, в котором жила семья Докучаева и куда он приезжал, учась в Петербурге и позже. Однако достоверно не известно, в нем ли родился Василий Васильевич.
Последним из докучаевского рода в доме жил Иван Васильевич Сущинский, племянник ученого (сын его сестры). Есть свидетельства, что в возрасте семидесяти лет отец семейства Василий Сергеевич Докучаев оставляет службу в церкви и передает приход своему зятю Василию Сущинскому. По свидетельству жительниц соседней деревни Тарасово, в этом доме после революции жил Иван Васильевич Сущинский. В 30-х годах половину дома у него реквизировали и позже она принадлежала Кузьме Ивановичу Солдатову, а теперь – его внучкам, и именно благодаря им сохранилась до наших дней. Вторую половину дома И.В. Сущинский перевез в деревню Бычково. В 50-х годах его сын, священник Константин Иванович Сущинский, вернул ее в Милюково. В настоящее время при въезде в село можно увидеть эту половину разрушающейся.
12 июля 2007 года на той части дома, которая хорошо сохранилась, была открыта мемориальная доска, посвященная нахождению в этом доме Докучаева.
Такое плачевное состояние родной деревни Докучаева, однако, не говорит о полном забвении этого человека. Память о нем бережно хранится. Например, в селе Тесово школа носит имя Докучаева. Школьники занимаются сохранением наследия Василия Васильевича. Они создали краеведческий уголок, посвященный ему.
В районном центре существует краеведческий музей имени В.В. Докучаева. Экспозиция музея, конечно, не богата и состоит из архивных фотографий, портрета самого почвоведа, почвенного профиля чернозема, трудов, посвященных Докучаеву, а также книг из церкви Св. Николая, принадлежавший его отцу.
21 октября 1999 года на перекрестке дорог Вязьма - Сычевка и Новодугино - Днепровское был установлен памятник великому почвоведу и нашему знаменитому земляку В.В. Докучаеву. Автор бюста – Любовь Даниленкова. На его открытии скульптор поделилась историей создания памятника. Во время лепки из глины, когда работа близилась к завершению, массивный памятник упал… Пришлось начинать все заново. После отливки в граните бюст планировали установить в Вязьме к 150-летнему юбилею ученого. Последовала перестройка, и целых пять лет он пролежал во дворе коммунхоза. Доски ящика, в котором находился бюст, разворовали, а его залили битумом.
И вот после реконструкции памятник, наконец, установлен в родном районе ученого. Учитель географии одной из школ г. Москвы А.Ф. Давыдова - выпускник Тёсовской средней школы, и уже три года занимается вместе со своими учениками исследованием всего того, что связано с пребыванием великого учёного на родине. Они выявили факты относительно дома Докучаевых, церкви и могилы родителей. Давыдов старается привлечь общественность к этой проблеме и призывает к помощи. Село Милюково пребывает практически в забвении. Неужели оно никому не нужно? Риторический вопрос...

 

Из жизни Докучаева
Великий сын смоленской земли В. В. Докучаев в студенческие годы вел, как тогда выражались, «рассеянный образ жизни». Однако благодаря прекрасным способностям он все же успешно сдавал экзамены, не делая предпочтения ни одной из дисциплин. Когда пришла пора выбирать тему для курсовой работы, он отправился на консультацию к профессору П.А. Пузыревскому, читавшему в Петербургском университете курс минералогии. Это был умный, наделенный чувством юмора человек. Произошла короткая беседа:
Пузыревский: — Ну-с, коллега, чем вы специально занимались в году?
Докучаев: - Картежной игрой и пьянством.
Пузыревский (Ни мало не возмущаясь): - И отлично! Продолжайте. Идите и не портите себе жизнь сухой наукой.
Вскоре, однако, узнав, что Докучаев уезжает на лето в свои родные смоленские места, Пузыревский посоветовал ему проводить время на местной речке, записывать все, что он увидит в строении ее берегов собирать образцы местных минералов.
Совет профессора пришелся впору, и через год Докучаев уже выступил в печати со своим первым научным трудом «О наносных образованиях на речке Качне Сычевского уезда Смоленской губернии».

 

Живя летом 1870 года на Смоленщине в родном сычевском селе Милюково и занимаясь изучением наносных отложений на речке Качне, студент Василий Докучаев услышал однажды оживленные крики деревенских ребятишек, возившихся на берегу с огромной костью неведомого гигантского чудища. Осмотрев эту и другие лежавшие поблизости кости, сопровождавший Докучаева милюковский крестьянин Андрей Пиун посчитал, что это не иначе как останки... «допотопной коровы». Под таким библейским названием найденные кости и были доставлены будущим великим русским ученым-натуралистом в геологический кабинет Петербургского университета. Каково же было смущение Докучаева, когда он услышал от приват-доцента А.А. Иноземцева, что привезенные со Смоленщины кости «допотопной коровы» -это просто-напросто останки гигантского мамонта.

 

 


 

Есть контакт?

 

В

 

 

 


 

 

 

№12(112)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич