Преобладающее большинство гостей добиралось
на поля своим ходом – кто на машине, кто на
велосипеде. Если бы не самодельный
деревянный указатель, призывающий свернуть с
многополосного асфальта, найти дорогу к
месту проведения фестиваля оказалось бы не
так просто. Не говоря уже о том, что, чем
дальше желающие погрузиться в историческую
атмосферу продвигались к цели, тем ужаснее
становилась земля под колесами. Кульминацией
стала переправа по импровизированному
дощатому мостику через озерцо грязи. Боясь
за автомобили, некоторые поворачивали назад.
Уж коль военно-исторические фестивали обычно
проводятся в отдалении от цивилизации,
может, стоило бы получше подготовить
подступы к этим отдалениям.
Зато те, кому все-таки удалось добраться «во
чисто поле», получили неподдельное
удовольствие от знакомства с культурой и
бытом IX-X веков. В отличие от некоторых
подобных мероприятий здесь можно было не
только посмотреть, но и поучаствовать в
одном дне из жизни дружинника или торговца.
Поначалу лагерь, казалось бы, жил своей
жизнью, кто-то из участников сидел возле
костра и готовил пищу, кто-то уже
трапезничал тут же у костра, кто-то проверял
оружие на прочность. Неразговорчивые жители
лагеря лишь изредка перекидывались парой
слов, которые несколько отличались от
современной беседы. «Брат, я топор нашел», -
растягивая слова, проговорил один угрюмый
дружинник и пошел колоть дрова. Казалось,
жизнь так и будет идти здесь своим чередом,
а зрители останутся невидимками,
рассматривающими лагерь.
Неожиданно все изменилось. Реконструкторы
оказались очень разговорчивыми и охотно
поделились тонкостями своего увлечения. Об
особенностях экспериментальной археологии
рассказал Дмитрий Соломатин из брянского
клуба «Кветынь», единственного в России
клуба, именем которому послужило
географическое название. Кветынь – деревня в
Брянской области, находящаяся рядом с
древним городищем X-XII века. Несмотря на
то, что реконструкция – это всего лишь
хобби, участники клуба серьезно изучают
историю, занимаются наукой. Никаких
вольностей и отступлений, только предельная
достоверность – именно этого правила
придерживаются брянские гости фестиваля. И
оружие, и одежда изготовлены вручную по тем
же технологиям, что и в грозное
Средневековье. Смысл реконструкции – не
просто сделать вещь похожей на какую-либо,
найденную при раскопках, важно восстановить
сам процесс ее изготовления. Сам Дмитрий
занимается реконструкцией Скандинавии,
поскольку ее влияние, отразившееся и на
территориях Смоленщины, захватило и Брянщину,
повлияв на быт и культуру ее жителей.
Затем зрители разместились вокруг ристалища,
где дружинники, пройдя строем через все
поле, показали упражнения с разными видами
оружия и даже вступили в условный бой,
который выглядел совсем не безобидно.
Зрители благоразумно брали на руки детей,
когда два отряда неслись друг на друга,
прикрывшись щитами, ощетинившись копьями и
издавая крики, подобные рыку зверей. Словом,
впечатлений масса.
Те, кто военным представлениям предпочли
мирную прогулку, могли приобрести у
средневековой барышни самые настоящие
реконструкторские товары: деревянные гребни,
ножи в кожаных ножнах, кошельки, шкурки
лисиц и мелкие украшения: кольца и подвески.
Благодаря
проведению фестиваля организаторам удалось,
пусть ненадолго, но привлечь внимание
общественности к забытому в последнее время
Гнездавскому комплексу, Мекке археологов.
Остается надеяться, что мероприятие
приобретет статус ежегодного, и на пустынные
исторические поля под Смоленском все чаще
будут приезжать не только
специалисты-историки, но и просто
неравнодушные и заинтересованные люди.