Главная | Архив |

  МЫ - не вы!  
   

Рубрику ведут Анастасия Трифонова и Вероника Авхимович

 

Парень, девушка,
ночь и не только

 

Территория: Смоленская область.
Оборудование: телевизор, мобильный телефон, свободное время, терпение, фантазия.
Метод: эксперимент.
Продолжительность: 3 недели.

С молодежью нужно работать, направлять ее энергию, так сказать, в нужное русло. Это известная истина. Неустанно сидят чиновники в кабинетах, разрабатывают серьезные проекты, чтобы внедрить их затем в молодежную жизнь. Не каждый такой проект «работает», но это уже остается на совести его разработчиков.
Более мелкие структуры, так сказать, приближенные к жизни, пытаются придумать что-то, на их взгляд, пользующееся спросом и способное удовлетворить интересы большинства.
Летом на одном из смоленских каналов появился смс-чат. Время запуска этой новинки было выбрано очень удачно: тот, кто из молодых людей находился в городе, с радостью ухватились за суперсовременную возможность познакомиться, пообщаться (и не только!!!) с себе подобными. Дело для организаторов чата, судя по всему, оказалось весьма прибыльным, так как количество желающих увидеть свое сообщение на экране телевизора росло в геометрической прогрессии. Безусловно, за каждое смс со счета снималась небольшая сумма, превышающая в 10-20 раз стоимость простого сообщения, но это ни для кого не являлось сколько-нибудь серьезной помехой. Подобный проект должен был добавить ярких эмоций в однообразную смоленскую жизнь. Однако на деле чат оказался средоточием пошлости, грязи и разврата. Судите сами.
Всех причастных к общению посредством телевизора можно разделить на следующие группы. К первой относятся парни и девушки в возрасте до 28-30 лет, желающие найти себе половинку только на одну ночь. Да-да, именно для того, о чем ты подумал, читатель! Встретившись на несколько часов, эти люди могут больше никогда и не увидеть друг друга. Действительно, а зачем? Новая ночь принесет новые приключения…
Сюда тесно примыкает вторая группа, в которую входят только девушки-профессионалки. Позвонив по указанному номеру, ты можешь заказать любую интим-услугу, которую тут же окажут. За определенную плату, конечно. Сообщения от девушек такого ранга обычно носят самый игривый характер.
Предельно честные и откровенные мужчины составляют следующую группу: «Ищу любовницу. Тел.: ххххх», «Познакомлюсь с девушкой для и… отношений. Мне 27 лет. Женат. Тел.» Девушки подходят к такой ситуации более практично: «Ищу нежадного мужчину для встреч на его территории. Тел.» Невольно задумываешься: оказывается, для счастья человеку всего лишь нужна энная сумма денег в кармане….
Насколько смоляне нетрадиционны в своих предпочтениях, демонстрируют следующие смс-объявления: «Парень ищет парня от 18 лет для серьезных отношений, смс. Тел.» или еще «Молодая пара ищет девушку для общения и не только. Тел.» Есть народное изречение: «Что естественно, то не безобразно». Иногда очень хочется поспорить с некоторыми естественными устремлениями человека…
В чате можно встретить редкие сообщения серьезного содержания: «Ищу парня 28-32 лет для штампа в паспорте», «Ищу мужа и папу для 6-летней малышки» (каламбур с претензией). Видимо, авторы подобных смс считают чат тем самым местом, где они смогут обрести свое счастье, только вот продлится оно скорее всего одну ночь. А с утра надо будет начинать новый поиск.
В последнее время прочную нишу в смоленском чате заняли люди более старшего возраста: «Женщины, если вам от 40-50 лет, пишите, буду рад знакомству. Тел.» Цель таких знакомств также соответствует общей направленности чата.
Надо отдать должное администраторам проекта: они пытаются фильтровать сообщения. Иногда не выпускают в эфир тексты откровенно сексуального характера. Но в завуалированных формулировках все и так легко угадывается.
И напоследок. Пребывать в чате с небольшими перерывами можно с утра и до середины ночи. Когда эфир совпадает с показом фильма эротического содержания, все кажется логичным, дополняющим друг друга. Когда же идет передача о том, как гибнут люди от взрывов бытового газа или как бойцы спецназа проводят операции в горячих точках, непристойные предложения, появляющиеся в низу экрана, выглядят чудовищным гротеском. Может быть, иногда чиновникам стоит выходить из своих кабинетов для работы с молодежью? Или смотреть не только новости и предвыборную саморекламу.
 


 

Музей о молодежи


Смоленщина имеет богатейшую историю, а доказывает это большое количество необычных музеев. Смоленская земля – родина целой плеяды выдающихся людей, которые прославили ее на всю страну, а некоторые и на весь мир.
Мы остановимся перед дверью музея, в своем роде уникального. Расположен он в самом центре Смоленска, на улице Коммунистической, в доме № 4 (корпус «Б»). Жителям города это здание известно тем, что в нем в начале XX века располагалось реальное училище, потом – строительный техникум, сегодня же здесь находится Смоленский Дом молодежи (ныне ООО «Союз ДМ»). Именно по инициативе его директора С.А. Новикова в 1996 году был открыт первый и до сего дня единственный в области музей, посвященный истории молодежного движения.
Деятельность музея осуществляется в рамках реализации программы «История» Смоленской областной общественной организации Российского Союза Молодежи, штаб-квартира которого вот уже на протяжении многих лет находится в Доме молодежи. Музей пока занимает всего одну небольшую комнату (чуть более 40 квадратных метров), но сколько в ней можно найти экспонатов, мимо которых не пройдет ни один человек, независимо от возраста!
При комплектовании экспозиции неоценимую помощь музею оказывали люди, которые в то или иное время сами были непосредственно связаны с молодежным движением в нашей области: ветераны комсомола, бывшие пионервожатые, бойцы студенческих стройотрядов, а также участники некоторых современных молодежных организаций. Большое спасибо В.И. Атрощенкову, Г.А. Смирновой, Ю.И. Николаеву, О.И. Дядеву, В.Н. Тимошенкову, Н.К. Клочковой, Н.М. Булдакову, З.Д. Шведовой, Ю.П. Чернову, Н.В. Казанцеву, М.В. Чехунову и многим другим, кто внес свой вклад в дело открытия музея.
Отметим, что музей вплоть до 2008 года носил статус общественного, то есть никаких средств из бюджета не получал. Несмотря на это, вход для всех посетителей как раньше, так и сейчас является бесплатным.
2008 год стал для музея истории молодежного движения знаковым. Во-первых, он был юбилейным. 29 октября крупнейшей в отечественной истории молодежной организации, комсомолу, исполнилось 90 лет. Только за два осенних месяца экспозицию посетили более 1300 человек.
Во-вторых, музей получил статус отдела СОГУК «Объединенный мемориальный музей имени Ю.А. Гагарина» (директор М.В. Степанова). А в-третьих, Смоленская областная организация Российского Союза Молодежи выиграла президентский грант на развитие программы «История молодежного движения Смоленщины».
Главная задача проекта заключается в том, чтобы сделать достоянием нового поколения огромный опыт работы с молодежью, накопленный в нашей стране в целом и в Смоленской области в частности.
Нужен ли вообще такой музей? Чем он занимается сейчас?: Музей осуществляет сбор информации о работе с детьми и молодежью в современных общественных организациях, количество которых растет в геометрической прогрессии. А еще он действительно способствует формированию патриотического чувства у подрастающего поколения, приобщает его к истории родного края, повышает культурный и общеобразовательный уровень молодежи, занимается поддержкой и пропагандой деятельности детских и молодежных организаций. Если этим не будет заниматься музей, то кто же тогда? Как говорится, лучше один раз все увидеть, чем сто раз услышать.
Официально музей уже «живет» 13 лет, то есть уже превратился в подростка, по современным меркам. Его посетило более 10 тысяч человек, подавляющее большинство из которых – это учащиеся и студенты средних и высших учебных заведений Смоленска. Количество посетителей могло бы быть и больше, но, к сожалению, работникам музея иногда приходится сталкиваться с непониманием и даже заочно негативным отношением к музею: видимо, не всех интересует нравственное развитие молодого поколения. Без преувеличения можно сказать, что гости из Ярославля, Минска, Москвы и Санкт-Петербурга пришли в восторг от экспонатов, хранящихся в музее истории молодежного движения.
Кроме того, это еще и центр, где ведется постоянная исследовательская работа. Сотрудники музея работают с материалами архивов, в том числе частных, оказывают помощь студентам и школьникам в написании рефератов, курсовых и дипломных работ по темам, связанным с историей молодежного движения. На базе музея проводятся тематические семинары со студентами, представителями детских и молодежных организаций. В средствах массовой информации публикуются статьи, посвященные памятным датам, интервью с ветеранами молодежного движения. Усилиями работников удается сделать очень многое в этом направлении.
Главный результат исследовательской работы – книга «Так это было. Смоленский комсомол 1970-80х годов в воспоминаниях современников», вышедшая в 2004 году. В книге опубликованы воспоминания первых секретарей обкома ВЛКСМ, командира областного штаба ССО, руководителей областной газеты «Смена» и Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник», бывших первых секретарей сельских райкомов ВЛКСМ. Непосредственно над книгой работали: С.А. Новиков (редактор), С.Б. Муханов, М.И. Великанов, П.Н. Леонов, А.М. Романов, В.В. Семенов, Т.Н. Боброва. Тираж составил всего 800 экземпляров, большая часть которого была бесплатно распространена среди библиотек и школ г. Смоленска, а также вручена ветеранам комсомола. Небольшие семена, которые, попав в благоприятную среду, могут дать нужные всходы.
Сейчас в музее хранится около 3000 экспонатов, почти каждый месяц добавляются новые. Это документы, награды, значки, медали, фотографии, книги, знамена, всевозможная атрибутика и многое-многое другое.
Адрес музея: 214000, г. Смоленск, ул. Коммунистическая д.4 корп. «Б», Дом молодежи, 2-й этаж, т.: 38-10-66. Сюда можно прийти в любом настроении, в любую погоду, и всегда Вы встретите понимание, доброжелательность, желание помочь Вам, если это оказывается в силах сотрудников. Посетив музей один раз, невольно возвращаешься сюда снова и снова, чтобы услышать очередную увлекательную историю.

Благодарим за помощь в написании материала Валентина Семенова, заведующего музеем истории молодежного движения при Доме молодежи.


 

 


 

Анастасия Степанова
Научный руководитель - М.И. Тарасов, доцент кафедры
русского языка и методики его преподавания СмолГУ

Язык Интернета


Компьютерное общение становится все более распространенным видом коммуникации. У каждого молодого и не очень молодого человека есть мобильный телефон и компьютер, которые служат воротами в мир Интернет-общения, в мир свободных диалогов.

Из истории электронной коммуникации
В 1968 году Министерство Обороны США озаботилось связью множества своих компьютеров, расположенных далеко друг от друга, и решило создать для этого специальную сеть. Разработка проекта сети и его осуществление было поручено ARPA - Advanced Research Projects Agency - Управление передовыми исследованиями Министерства Обороны. Через пять лет напряженной работы сеть была создана и получила название ARPAnet.
В течение первых десяти лет развитие компьютерных сетей происходило незаметно - их услугами пользовались только специалисты по вычислительной и военной технике. В 1973 году было организовано первое международное подключение - к Сети подключились Англия и Норвегия.
Сеть постепенно становилась проще в использовании потому, что оборудование становилось лучше, а сама сеть быстрее и надежнее. Новые пользователи порождали потребности в новых ресурсах и средствах доступа к ним. Инструментарий постепенно обновлялся и улучшался, что облегчало пользование Сетью. Люди, оставшиеся вне сети, вдруг осознавали, что они начинают безнадежно отставать от своих коллег и конкурентов, пользующихся ею. Это привлекало в Сеть новый слой пользователей, которым требовались новые ресурсы.
До 1989 года Internet оставалась некоммерческой сетью, к ней подключались исключительно государственные и академические сети. В 1989 году к Internet подключилась первая коммерческая сеть - MCImail.
Компьютерное общение включает следующие жанры:
1) электронные разговоры: чат или ICQ. Участники общения осуществляют набор текста на клавиатуре, и этот текст моментально появляется на мониторе компьютера и становится доступным для всех пользователей чата. Такой режим общения называется «он-лайновым»;
2) электронная почта (е-mail), т.е. переписка двух пользователей, как правило, личного содержания. Помимо писем личного содержания существуют так называемые массовые новостные рассылки, а также нежелательные письма рекламного характера, или спам, которые приходят на электронный адрес пользователя без его согласия. (Первоначально английское spam означало колбасный фарш, который рекламировали в компьютерных сетях таким образом);
3) система электронных досок объявлений. Это обычные объявления на любую тему - от поиска нужных компьютерных программ до предметов быта;
4) компьютерные конференции, представляющие собой общение по какой-либо заданной теме. В них может принять участие неограниченное количество человек, у которых есть возможность познакомиться со всеми выступлениями или получить текст с материалами конференции в сжатом виде.
Остановимся подробнее на электронных разговорах в ICQ. ICQ — программа обмена быстрыми сообщениями, работающая по протоколу OSCAR. ICQ разработана четырьмя молодыми программистами из Тель-Авива (Израиль) и выпущена в 1996 году. В 1998 году компания Mirabilis сообщила о том, что сеть ICQ растет со скоростью 1 миллион пользователей за 23 дня. Количество одновременных подключений составляло ~ 500 тысяч. Аббревиатура «ICQ» созвучна английской фразе «I seek you» (я ищу тебя, произносится ай-сик-ю). В русском компьютерном сленге ICQ называют «асей» или «аськой».

Языковая игра
Языковая игра (нем. sprachspieе) – термин Людвига Витгенштейна. Понятие языковой игры подразумевает множественность смыслов. Однако в исследованиях последних лет термин «языковая игра» получил несколько иную (более узкую) трактовку: под языковой игрой понимается осознанное нарушение нормы. При таком подходе языковая игра противопоставляется языковой ошибке, которая возникает как следствие непреднамеренного нарушения нормы. При кажущейся очевидности и логичности такого противопоставления в современной языковой ситуации не всегда легко провести грань между ошибкой и игрой.
Специфика виртуального общения заключается в его пограничности, нахождении на стыке устной и письменной речи. Второй, не менее важной особенностью является его погруженность в ситуацию общения. Личности участников, условия (место и время) общения играют здесь значительную роль в формировании контекста, зачастую понятного лишь самим участникам беседы.
Острота ума и утонченность выражений плохо передаются в письменном виде, особенно через компьютер. Чем сложнее, многограннее смысл, тем больше возможностей для ошибочного понимания. Огромную роль здесь играет детализированность ситуации общения, всех сопутствующих ей контекстов и обстоятельств.
Выделим следующие виды языковой игры:
Имитированная спонтанность:
- нуууу… хорошо;
- ну чего тыыыы?
- аааааа…
Своего рода экспромт, который достигается с помощью многократного повторения отдельных букв. Создается эффект созвучия с характерной для разговорной речи проблемой порождения слов спонтанно, когда говорящий знает, о чем хочет сказать, но колеблется в оформлении слова. Многократное дублирование одной и той же буквы, приближая виртуальное общение к живому, служит для выражения эмоциональности и экспрессивности, а также для сокращения дистанции между участниками общения.

- не прошло и года;
- и даже двух.
В данном примере с помощью обыгрывания буквального смысла фразеологизма создается комический эффект.

- не выдавай желаемое за действительное;
- буду выдавать гарем за себя.
Здесь буквальное подхватывание из предыдущей фразы, которая является устойчивым выражением с элементами книжности, носит абсурдный характер. «Получившаяся» фраза абсолютно бессодержательна, но, тем не менее, она является (возможно, в силу своей абсурдности) последней, закрывающей тему о гареме. Нужно иметь достаточно художественного таланта, чтобы продолжить игру над ней.

Следующий вид языковой игры основан на изменении точки зрения на самого себя, т.е. наблюдатель выделен в отдельную персону.
*облизывается*
*хватается за кружку*
Эти фразы можно квалифицировать как авторские ремарки, которые выступают как текстовый «заместитель» зрительной информации, недоступной собеседнику в виртуальном общении.

Еще один вид языковой игры основан на вхождении общающихся в различные речевые роли. Происходит имитация детской речи:
- гарем это столько мороки бее…
- нет, хочу гарем!
Имитация строгой речи учителя:
- как ты разговариваешь с потенциальной любимой женой?
- а ты даже не законспектировала
Имитация речи иностранцев:
- это моя чай пьёть
- и моя
Естественно, что такого рода игры (вхождение в чужие социальные роли) указывают на определенные отношения, существующие между участниками общения, и свидетельствуют о ролевом потенциале современного молодого человека.
Если характеризовать такой вид языковой игры в общем, то ее отличительной особенностью является эстетическая направленность и органичная вплетенность в «ткань» разговора. Она направлена в большинстве случаев на самого себя.

«Превед, медвед!»
Интересно происхождение слова «медвед», являющегося нарочито искаженной формой существительного «медведь» и использующегося как приветствие при общении пользователей Интернета даже в реальности.
Его происхождение связано с акварельным рисунком американского художника Джона Лури «Bear Surprise». По сюжету этого рисунка, медведь застает на поляне парочку и говорит им «Surprise!», поднимая лапы вверх с желанием напугать. В русской версии картинки слово «Surprise» было заменено на «превед!», в связи с чем жест воздетых к небу лап обрел совершенно иное значение.

СПС -
не политическая партия!
Интересно в словообразовательном отношении слово СПС. Оно является символьным способом обозначения слова «спасибо». В Интернете такой своеобразный способ сокращения целых фраз и предложений является достаточно распространённым. Например: pls - please (пожалуйста), IMHO – in my humble opinion (по моему скромному мнению). Был составлен словарь компьютерного сленга, в который вошли подобные примеры (www.chatdictionary.com).

Предложенная статья – лишь часть огромного исследования. Язык Интернета только начинает изучаться. Хотелось бы отметить, что существуют различные точки зрения на развитие языка Интернета. Например, по мнению Максима Кронгауза, язык Интернета доказывает, что современный русский язык находится «на грани нервного срыва». Мы же осмелимся предположить, что язык Интернета может существовать в качестве параллельной нормы, естественно, ни в коем случае, не заменяя норму литературную.

Мнение ведущих рубрики: язык Интернета – яркий пример того, что подобные слова и выражения уверенно существуют в языке, довольно часто употребляются (гораздо чаще, чем йогУрт и бижутерИя). Но все мы понимаем, что включать их произношение в список официальных литературных норм было бы просто абсурдом.
 

 


Евгений Лукьянов

Топором, но на века!

…Не хуже, чем Gibson гитара «Урал».
Ударишь врага – и враг наповал.
Ничего нет лучше, если надо забить гвоздь.
Еще один удар – и стена насквозь.
«Чайф»


Советскую электрогитару «Урал» изобрели в третьей столице российского рока – городе Свердловске (нынешнем Екатеринбурге). Хотя моделей советских гитар было создано не меньше, чем фирменных «иностранцев», именно гитара «Урал» стала подлинной и живущей до сегодняшних дней легендой. Наштамповано экземпляров «Урала» было приблизительно столько же, сколько и знаменитого на весь мир Fender’a Stratocaster’a. Даже по сей день гитары тридцатилетней давности можно видеть в руках и бывалых, и даже молодых музыкантов. В чем же причина такой «живучести»? Ни один Fender столько не живет!
Прежде всего, стоит отметить основательность изготовления «Урала». Его прочность стоит на уровне космических технологий. Сотни музыкантов, в порыве сценического вдохновения пытавшиеся разбить этот инструмент об сцену, оставались глубоко разочарованными: разбивалась сама сцена. Дело в том, что «Урал» изготовлялся фактически из двух мощных кусков гитарного сов. дерева, обладающего свойствами чуть ли не титана. К этому добавлялась обработка эмалью и лаком в несколько слоев, что делало инструмент абсолютно защищенным даже от химических осадков. Видимо, инструмент планировали эксплуатировать даже в условиях ядерной войны, что было весьма актуально в 70-е годы XX века.
Вся механика гитары (колки, лады, порожки) была отлита из специальной стали. В результате этого детали получались достаточно грубыми и плохо регулируемыми, но «жили» столько же, сколько и сами гитары – вечность.
Особо следует отметить звукосниматели этих замечательных инструментов. Их звучный фон при мощном незаземленном усилителе давал такой шикарный гитарный рык, что западные панки бросали все, мчались с экскурсиями в СССР и за любые деньги (или фирменные инструменты) перекупали у советской молодежи образцы нашего гитарпрома. На вопрос «Почему?» западные деятели искусств отвечали: «Да на ваших гитарах только панкам и играть!»
В завершение всего следует сказать, что струны, которые ставились на «Уралы», обладали сильнейшей в мире растяжкой. Сила растяжки – это та сила, которую нужно приложить, чтобы натянуть струну до нужной высоты звука. Ни один Fender или Gibson не способен выдержать «уральских» струн: их грифы неизбежно бы сломались от ужасающей силы натяжения.
Все эти качества, разумеется, делают честь «Уралу». Жаль только, что играть «по-настоящему» на них никак не получается. Это инструмент сугубо начального уровня. И если внешне все выглядит достаточно красиво, особенно если «Урал» хорошо сохранился, то, взяв его в руки и послушав саунд, убеждаешься, насколько серьезно он проигрывает «фирме». Поэтому сегодня на многочисленных «выживших» экземплярах играют лишь энтузиасты – ценители и почитатели советской музыкальной промышленности.
 


Александра Балашова,
студентка МГУ им. Ломоносова

Чудеса деревянного зодчества в Малых Корелах (зарисовки)

Александра Балашова – смолянка, студентка МГУ им. Ломоносова, участница фольклорной экспедиции, делится своими впечатлениями об увиденном в деревне Малые Корелы.

Менее чем за час на автобусе можно доехать от Архангельска до деревни Малые Корелы, возле которой на площади 140 га находится музей деревянного зодчества. И кажется, что ты попадаешь в русскую народную сказку или переносишься в пространство былин, где возле мельницы, стоящей не первый век, вот-вот появится богатырь…
Погода чудесна, хотя приближение осени уже витает в воздухе. Северное лето – карикатура южных зим, зато загар, полученный в это время, держится дольше южного.
Передо мной деревянная церковь XVI века, сзади - высокие избы Двинского района с резными коньками на крышах и красивыми наличниками на окнах, с большим звозом, по которому лошадь на поветь завозила сено. Территория музея разделена на сектора согласно названиям рек Пинеги, Мезени, Двины, Онеги. Здесь всё из дерева. Можно гулять по территории целую вечность. Бродить по лесным тропинкам, спускаться и подниматься по длинным деревянным мосткам над оврагами.
Воистину «здесь русский дух, здесь Русью пахнет»! В избах есть ступы с пестами, но, естественно, без бабы Яги. Запах… свежескошенной травы, леса, целебных трав. Воздух, которым невозможно надышаться, который хочется пить глоток за глотком. Особенно после «американских горок» на «буханке» из деревни Сосновки Пинежского района.
Шелест трав, стрёкот кузнечиков, зуззание северных комаров, показывающих, что им нет разницы, что написано на баллончиках и тюбиках «Гардексов» и «Москитолов», убеждающих в многочасовой защите от насекомых. И всё вместе это создаёт потрясающую звучащую тишину. Мелодичный колокольный звон. Не обычный, гулкий, а звенящий, как бубенцы, слышимый далеко от маленькой резной церквушки.
Больше всего поражают созданные народными умельцами деревянные дома, амбары, церкви, часовни, качели, карусели, журавли у колодцев, кузницы и бани по-чёрному. Кстати, в колодцах вместо воды – монеты туристов. Всё это свезено из различных районов Архангельской области и как нельзя более органично сочетается с ландшафтом Малых Корел. Где-то вдали работают пилы и топоры – это устанавливают новую избушку. Дух захватывает, когда подходишь к амбарам, стоящим на угоре, с которого открывается вид на ближайшие холмы и дымку архангельских заводских труб.
Жители деревень, близлежащих к родной Иоанну Кронштадтскому Суре, рассказывают, что благодаря молитвам святого, крыс в этих местах не встретишь, а от мышек пинежские амбары защищены высокими столбиками, сделанными в форме гриба. Амбары стоят на длинных ножках, что сильно напоминает жилище сказочной старушки.
Дом-корабль. Так выглядит высокий северный дом. Все хозяйственные постройки, включающие баню, поветь с сеном и хозяйственным инвентарём, закуты для скота, находятся в доме. Эти постройки словно укоряют: «Богатыри – не вы!». А строили явно богатыри. Сейчас же другая экология, генофонд, изменённый войнами… Позже из-за пожаров амбары с зерном и одеждой и бани по-чёрному стали строить не на угоре, а ниже, из-за чего река подчас смывала их по весне.
В домах – старинная утварь. И, как водится, у одного и того же предмета названия в разных районах отличаются (светильня в одном месте превращается в светец в другом). На выставке «Берестяное узорочье» стоят разнообразные туески: «Спели песню до конца – кабы по рюмочке винца! А если б пива туесок – побежал бы голосок!». Раньше туески выполняли роль термоса. Холодное не меняет температуру. Горячее долго не остывает. Берестяные погремушки – шаркунки – развивают детей.
В бане по-чёрному, чтобы все не заходили вовнутрь, - стеклянная дверь на замке. Смотрительница в предбаннике рассказывает, как люди в ней парились, обливали для запаха крапиву. Лёгкие от табака очищались этим дымом.
В кузнице можно увидеть мехи, молот на наковальне. А вот клещи вошедшие туристы назвали пыточными инструментами. «Сегодня можно войти не во все избы – они на просушке – как бы реставрация», - поясняют работники. В действующей церкви Вознесения Господня Сушерского района (1689 г.) можно поставить свечку и помолиться.
Есть на территории Малых Корел сувенирная лавка, где можно найти практически все, начиная с матрёшек и заканчивая подарочными футболками и берестяными чехлами для паспорта. Есть и гадальный кубик. На его сторонах нанесены надписи типа: «Съездить в Архангельск», «Отложить до завтра», «Скорее да, чем нет».
После увиденного чуда, как бы застывшего в прошлом, вспоминаешь несознательность жителей, уносящих на свалку старинную утварь. А главное – пустеющие деревни, из которых очень часто люди не хотят уезжать, но их гонят безработица, зарастающие поля, равнодушие администрации. Дореволюционные постройки разительно отличаются от современных. Жители уверяют, что старые дома прочнее: раньше лес был крепче, не гнил, а в новых домах сразу появляется грибок.
На памятниках деревянной архитектуры, которым уже несколько веков, можно увидеть варварские надписи «на память» наших современников, процарапанные даже на церквях снаружи. Везде скамейки и деревянные урны, есть даже места для курения, но многим сложно донести окурки и пивные банки до них.

 

 


 

 

 

№11(111)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич