Главная | Архив |

  Рабочая косточка  
   

Владимир ВЕКОВ

В коллективе раскрываются таланты
 


 

После распада СССР в средствах массовой информации днем с огнем не найдешь очерков и заметок о рабочем классе, о людях, работающих на производстве. Между тем, именно их руками создаются те изделия, которые становятся частью ракет и космических кораблей, тех товаров народного потребления, что составляют неотъемлемую часть кухонного инвентаря или мастерской автослесаря.

В Смоленске почти не осталось предприятий приборо- и машиностроения, некогда составлявших основу промышленности региона. ООО «Промтехэкспо» - изначально фактически маленький цех – попыталось занять освободившуюся нишу по металлообработке. И успешно! Сегодня это по сути завод с высоким интеллектуальным потенциалом коллектива, экспортер продукции даже в развитые западные страны.

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей интервью с членами коллектива. Первый наш собеседник – Кирилл Терещенков. Его судьба – типична для обычного человека, начинающего трудовую жизнь с овладения рабочими специальностями.

 

- Так все-таки, как все начиналось, Кирилл Владимирович?

- Я 1984 года рождения, закончил 9 классов образовательной школы и дальше пошел учиться в училище на станочника. Стал токарем 4 разряда и фрезеровщиком 4 разряда, досрочно сдал экзамены и поступил доучиваться на технолога машиностроения – на это ушло полтора года. Получил диплом и поступил на вечернее отделение в Московский государственный открытый университет.

- С чем связано, что сначала Вы приобрели рабочие специальности, а потом получали высшее образование?

- В школе я плохо учился, а в училище появился вкус к учебе, серьезно стал заниматься, и все пошло лучше и лучше. Выиграл Всероссийской конкурс профессионального мастерства, появилось желание дальше учиться. После получения диплома технолога я пошел работать на завод имени Калинина. Был токарем на участке ЧПУ, через полгода перевели меня в инженеры по нормированию труда. Года полтора проработал – начались массовые сокращения, и мне пришлось побегать по смоленским заводам. Трудился конструктором по холодильному оборудованию, технологом по производству детских площадок. А в итоге позвали меня на «Промтехэкспо». Сформировалась здесь группа бывших «калининцев». Сначала я работал технологом, потом – конструктором года 2-3, а сейчас возглавляю технолого-конструкторский отдел.

- А в чем функциональные обязанности заключаются?

- До стадии получения заказа наш отдел оценивает продукцию с точки зрения возможностей изготовления и затрат ресурсов – другими словами, определяем трудоемкость. Это первый этап, а после заключения руководством договора-заказа мы уже запускаем продукцию в производство. Заказываем материалы, инструменты, дополнительную оснастку, разрабатываем технологический процесс. По заказу готовится комплект документации, чтобы цех мог четко работать без задержки или поиска какого-то инструмента, материала.

- Видите, работа требует инженерного мышления...

- Конечно. Одну и ту же деталь можно сделать разными способами и с разными затратами. Надо выбрать оптимальное соотношение – меньше затрат понести, но без потери качества. Возможны варианты, когда например, по заказу не требуется ювелирная точность, и мы на этом снижаем трудоемкость, экономим на материалах и инструменте. Словом, нужно все время лавировать. Тем более, что сроки достаточно жесткие.

- Странно, Кирилл Владимирович, что Вы в школе плохо учились. Так разумно говорите...

- Это от «нехотения» случилось.

- Таланты скрытые оказались...

- Времена для семьи были тяжелые. С 15 лет приходилось и сигаретами торговать, и в Белоруссию за молоком для перепродажи ездить, и ремонты в поликлинике делал – штукатуром-маляром в основном.

- Видите, сколько специальностей у Вас. Как говорят, в семейной жизни все пригодится.

- Если голова есть, можно почитать, а руками в принципе все можно сделать при правильном подходе. Ничего невыполнимого нет.

- «Промтехэкспо» осуществляет экспортные поставки, поступают также ответственные заказы из военного ведомства. Это я к тому, что качество продукции должно быть на высочайшем уровне.

- Очень сложная приемка. Требуется намного выше качество, чем даже то, которое предусматривается чертежами. То есть ты обязан заведомо учитывать и знать, что не имеешь права на брак. Во-первых, материалы и разработки не свои, это не общее машиностроение, тут еще надо приноровиться обрабатывать новые материалы. Это не так просто, есть много нюансов.

Мы уже лет пять с военным ведомством сотрудничаем, постепенно набираемся опыта. Уже делаем такие детали, которые другие заводы не могут изготовить. Оттуда ушли специалисты, работавшие по несколько десятков лет и умевшие, как говорится, подковать блоху. А у нашего завода козырь перед другими смоленскими машиностроительными производствами в том, что мы подучились, да и в основном люди в коллективе молодого возраста.

Я в «Промтехэкспо» работаю с 2005 года. Это производство теперь ни на какое не променял бы. Да и в принципе таких производств в Смоленске очень мало, если не сказать, что вообще нет. Считаю, что у нас уникальное производство. Во-первых, мы используем современное оборудование – мало кто закупает подобное. Это, например, четырехкоординатные фрезерные станки, дорогостоящий современный инструмент скоростной обработки. Мы такие технологии используем, какие в Смоленске могут применить единицы. Словом, у нас есть в чем набираться опыта, на чем учиться и учиться. Каждый месяц что-то новое. Это в работе и привлекает. Много интересного узнаем из общения со специалистами военных заводов.

- Успехов Вам!

Другой передовик производства – наладчик-инструментальщик фрезерных станков Александр Александрович Зятьков также имеет обычную биографию:

- Родился я в Духовщинском районе в деревне Шиловичи 8 марта 1967 года. Окончил 8 классов, поступил в техникум электронных приборов, служил на запасном командном пункте Московского военного округа связистом и после службы устроился на работу в производственное объединение «Искра». Сначала в центральной заводской лаборатории ремонтировал приборы, потом перешел в инструментальный цех №9, работал на новых станках с числовым программным управлением еще советского производства, освоил их. Пришлось по литературе самому разбираться.

К сожалению, «Искра» не удержалась во время кризиса в промышленности, обанкротилась, и в 2004 году я перешел на «Измеритель». Три года отработал, а потом мне предложили посмотреть новый станок, купленный «Промтехэкспо». Станок оказался весьма современным. Это новые возможности инструментального фрезерного производства. Как сказал один мой коллега, мы – как скульптор, который берет камень и отсекает все лишнее.

По чертежам я готовлю программу на компьютере. Счет идет на сотые доли миллиметра. Брак случается крайне редко. Это все-таки высококачественное оборудование. Но творческое начало в работе присутствует. И этим она меня привлекает. Есть возможность предложить вариант решения технической задачи.

- Наверное, не одной работой насыщена жизнь?

- Да, есть и семейные дела. Родители у меня проживают в Духовщинском районе, пенсионеры, им надо помогать по хозяйству. По выходным мы с женой часто выезжаем к ним, обрабатываем огород, убираем урожай.

Дочери уже 20 лет. Она учится в медакадемии и одновременно работает. Три курса была санитаркой, а сейчас ее перевели медсестрой в реанимацию. Сама захотела узнать с низов свою будущую профессию».

Видите, уважаемые читатели, что в рабочей семье труд в особом почете. И не гнушаются никакой работой – не зазорно быть и санитаркой, и медсестрой...

А еще в рабочих семьях часто присутствует взаимозаменяемость, как, например, в семье Александра Ивановича Трегубова. Он пришел на завод имени Калинина учеником токаря, после службы в армии вернулся на предприятие, окончил заочно политехнический институт, трудился наладчиком станков, затем мастером. Жена была программистом. Когда та ушла в декретный отпуск, заменил ее, потом, после ее выхода на работу, вновь стал мастером.

Чертежи Александр Иванович освоил еще в 17 лет, сегодня в «Промтехэкспо» он порой и технологию подбирает, и программу составляет, чтобы изготовить необходимую деталь. Высшее образование Трегубов получал именно по обработке и резке металла. Так что знает работу досконально.

Беседовали мы с ним в комнате для переговоров, где выставлены образцы изготавливаемой на предприятии продукции. Я взял самую крупную деталь и попросил Трегубова рассказать, как выпускается это изделие. Оказалось, задействованы сверло, резец и фреза. Я как завороженный слушал, что сначала нужно сверлить отверстия, потом растачивать резцом, опять отверстия делать – уже другие, приводные инструменты понадобятся, которые сами крутятся, затем опять фреза. После закаливания деталь надо резать, шлифовать уже на другом станке, а потом еще прорези делать, вновь осуществлять токарные и шлифовальные операции. На все часа полтора-два в сумме понадобится, кроме «перерыва» на закаливание.

Вот такой он, тяжелый труд рабочего человека. Но труд творческий, а потому радостный. И в рабочем коллективе ярко раскрывается талант. Об этом мне многие говорили на «Промтехэкспо», да это я и сам воочию видел на производстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№10(134)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич