Недавно главный режиссер
театра-студии “Диалог” областного Дворца
культуры профсоюзов Виктор Дмитриевич ЗИМИН был
удостоен почетного звания “Заслуженный деятель
искусств Российской Федерации”. На получение
этой награды его выдвинул коллектив Дворца
культуры профсоюзов и поддержало областное
объединение организаций профсоюзов.
Примечательно, что вручение награды совпало с
открытием 25- го сезона театра- студии “Диалог”
на сцене Дворца культуры профсоюзов.
- Виктор Дмитриевич, как вы пришли к этой
профессии, которая позволила вам раскрыть все
свои таланты, достигнуть успеха и даже заслужить
это высокое звание?
- Произошло все в детстве. Две таких страсти:
сцена и рисование жили во мне параллельно. И в
один момент я думал, что буду художником, в
другой – артистом. Занимаясь в художественной
самодеятельности, я использовал способности
художника - делал реквизит и декорации, а, как
актер, создавал роли…
- И где это все происходило, где была такая
возможность быть художником и артистом?
- Все начиналось в сельской школе деревни
Первитино, недалеко от Царева- Займища, а потом
в поселке Туманово в средней школе, где я учился
в старших классах. Там я очень много времени
проводил на сцене сельского дома культуры.
Оттуда все и началось.
После школы я самоуверенно поехал поступать
учиться в Москву, на актерское отделение.
Приехал, правда, в ту пору, когда все
консультации уже прошли, все курсы были набраны
и мне везде отказали – мол, поздно приехал. Я
подумал и решил, что буду рисовать. Усиленно
стал готовиться и поступил на художественно-
графический факультет Смоленского пединститута.
Стал учиться и буквально в первые дни записался
в театральную студию при институте. Возглавлял
ее замечательный артист драмтеатра Георгий
Банников, режиссером был Николай Джендиери, а
руководила ею Нина Сергеевна Чаевская. Она была
влюблена в свое дело и, как человек высокой
культуры, старалась нам привить эту любовь. С
тех пор и покатилось: я рисовал и занимался в
студии. А уже через год создал свой театр в 28-
й школе Смоленска. И там за два года я поставил
два спектакля. Потом меня пригласили во Дворец
пионеров руководить детской студией. Закончив
институт, поехал по направлению в Рязань
(кстати, диплом был по театру – оформление
спектаклей). Там я работал в школе и тоже
руководил театральной студией во Дворце
пионеров. Через год попал на профессиональную
сцену: был приглашен актером в Рязанский театр
драмы. С этого момента и началась моя
профессиональная жизнь на сцене.
- То есть, получается, вы всю жизнь как бы шли
по двум параллельным дорогам: театра и
рисования…
- Да. И сейчас, если посмотреть программки моих
спектаклей, везде значится: художник-
постановщик Зимин В.Д.
- Как же складывалась ваша жизнь после Рязани?
- В 1975 году я вернулся в Смоленск в театр
драмы, был принят художником- постановщиком и
набрал детскую студию во Дворце пионеров -
поскольку уже не мог не быть режиссером. Хочу
отметить, что нынче эта студия- театр уже
открыла свой 33-й сезон.
- Получается, тот коллектив, который вы создали
во Дворце пионеров, перекочевал сюда, в Дворец
культуры профсоюзов и существует до сих пор?
- Да. Получилось так. В 1979 году я ушел из
драмтеатра и поступил учиться в театральное
училище имени Щукина. И когда я серьезно стал
учиться профессии режиссера в Москве, то понял,
нельзя заниматься театральной самодеятельностью
– между делом. И мы с ребятами решили не
расходиться. А у меня тогда созрел план
попробовать пройти путь создания театра до конца
и узнать, смогу ли я что- то сделать, большое и
серьезное, то, что могло бы называться театром,
со своим зрителем, со своим репертуаром. И это
получилось уже в 1985 году: у нашего театра
появилось свое лицо, свой зритель. А в этом году
мы открыли 25-й сезон на сцене профсоюзного
Дворца культуры. Перед началом спектакля я
объявил об этом зрителям, и мы подняли бокалы.
- Что же столица, вы никогда не пытались туда
попасть?
- Неоднократно, когда я учился в Москве, мне
предлагали там остаться, и я мог бы спокойно
уйти на профессиональную сцену и, уверен, не
потерялся бы. Теперь я часто думаю, что меня
оставило на этой сцене: дети ли, взрослые, или
этот замечательный теплый дом… Не знаю. Во
всяком случае, здесь были созданы все условия
для того, чтобы я занимался научной работой (и я
написал диссертацию по итогам работы в театре),
получил здесь звание “Заслуженный работник
культуры”, а теперь по ходатайству коллектива
удостоен звания “Заслуженный деятель искусств
Российской Федерации”. Я считаю, это редко и
уникально. И в этом не только моя заслуга. Без
внимательной и заботливой поддержки директора
Дворца культуры Валентины Анатольевны Захаровой
и делового участия председателя областного
профобъединения Евгения Ивановича Максименко
этого бы сделать не удалось.
- В начале нашего разговора Вы обронили фразу,
что нельзя даже самодеятельным коллективом
руководить по принципу совмещения в свободное от
других дел время. Неужели все так серьезно?
- Это так. Однако, если во Дворец культуры
придет человек и будет занимать детей, чтобы они
не бегали по улице, и дети, и родители все равно
будут довольны. Но я очень рано понял, что все-
таки лучше, когда с самого детства с ребенком
работает профессионал. Если человек приходит
учить танцам, рисованию, актерскому мастерству,
пению, он должен быть высоким профессионалом,
чтобы у ребенка на всю жизнь остался навык и
вкус к работе и профессии. Пусть ребенок не
станет профессионалом в этой сфере, но все равно
он не будет жалеть о потраченном времени, о
приобретенных навыках. И это ему обязательно
пригодится в жизни. Уже в 80-е годы я понял, что
в стенах Дворца культуры профсоюзов я хочу
растить профессионалов. Так и вышло, по сути
наша студия - это школа начального
профессионального обучения.
- Из сказанного вами получается, что с детьми
должны работать самые высокопрофессиональные
специалисты. А коли так, их труд должен быть
высокооплачиваемым. Это касается и клубных
работников, и учителей общеобразовательных школ.
Почему же у нас все не так пока?
- Наверное, у нас страна перевернутого сознания,
или, я бы сказал, осознание главного
перевернуто. Просто однажды так произошло. И это
очень трудно изменить. Ведь смотрите: начались
Президентские программы, и мы взяли образование,
сельское хозяйство и медицину. А культуру опять
забыли.
А мне кажется, здоровье нации это: медицинская
помощь, физкультура и спорт, и культура. И
только через это потом надо рассматривать и
образование, и все остальное. Потому что высокая
культура - это другое отношение и к человеку, и
ко всему.
- Это что же, министерство культуры наше не
дорабатывает или работники культуры не могут о
себе заявить?
- Удивительная вещь. Я очень часто думаю: почему
же профессионалам очень трудно у нас в стране? И
прихожу к выводу: профессионалы очень дорого
стоят, а страна нищая. И для того, чтобы все это
запутать, завуалировать и снивелировать,
существует такая схема подхода к оплате труда.
Потому что талантливый и профессиональный
человек подчас раздражает, он обнаруживает
серость и несостоятельность окружения.
- Кого бы из своих воспитанников вы хотели
сегодня вспомнить. Кто из них пошел по вашему
пути?
- Мои студенты разные. У них разные профессии.
Но мне кажется, они несут людям свет сцены, свет
общения с театром. И театр им в свою очередь
тоже много дает. Я вижу их порой в зале, а они
уже приводят своих детей…
- То есть, вы не только вырастили своих актеров,
вы и своих зрителей воспитали?
- Да. Вокруг театра существует большая
многотысячная аудитория. Но самая главная моя
заповедь, которую я стараюсь передать студийцам
– труд должен быть творческим и коллективным.
И самые отчаянные, которые не могут жить без
коллектива, получают от меня особое доверие, я
благославляю их на большое искусство. Таких уже
много. Набралось бы на труппу большого театра.
Это люди, которые закончили театральные вузы
Москвы и Питера или сейчас там учатся.
- Что же, на ваш взгляд, дало вам силы все 25
лет (это время, что вы работаете в ДК
профсоюзов) продержаться там? Ведь все
трудности, что выпали на долю государства,
выпали и на долю профсоюзов. Но вы выстояли и
многого достигли.
- Недавно я побывал в Рязани, где я когда-то
работал: профсоюзного Дворца там нет. И во
многих городах с культурой профсоюзов покончили
очень быстро в 90-е годы. Я считаю, что
смоленские профсоюзы - это умные и человечные
профсоюзы. Поэтому я здесь продержался все это
время. И уверен, если бы здесь не очень
дальновидно и умно вели себя руководители Дворца
культуры и областного профобъединения, конечно,
я бы здесь не задержался. Я очень чувствителен к
тому, как ко мне относятся и как относятся к
моему делу. Вот это и определило то, что я здесь
так долго.
- Но вернемся к теме театра. Существует мнение:
интерес к нему упал. Что нужно для того, чтобы
народ пошел в театры?
- Всю проблему надо рассматривать в комплексе.
Ведь театр - это часть человеческой культуры,
часть воспитания. А воспитание начинается в
семье, если наши семьи малокультурные, если
родителям недоступны произведения искусства, то
и дети также продолжают жить. А культура в семье
начинается с культуры быта и отношения
государства к семье.
Далее: современная школа, переполненная и
работающая в 2 смены, это тоже не место, где
можно философствовать, размышлять и общаться.
Школа должна стать местом, где происходит
культурное общение и растет культура человека.
Для этого школы должны быть разгружены, оснащены
и хорошо профинансированы. Школа должна быть
центром культуры. Семья и школа и параллельно
театр. У нас же театр кукол до сих пор не имеет
помещения, нет театра юного зрителя, а все это в
цепочке. Более того, вся работа с детьми носит
разрозненный бессистемный характер. Если в
советское время проводились конференции, мы
обсуждали и вырабатывали единую систему
воспитания, то сейчас все в раздрыг, все в
разные стороны.
- Получается, детскую программу в России надо
расширять и продолжать?
- Надо принять умную программу, увязывающую и
науку, и культуру, и спорт. И чтобы государство
было ответственно и в комплексе воспитывало
детей.
- Со своими спектаклями театра “Диалог” вы
ездите по области, по стране и даже за рубежом
бываете. Как принимают вас зрители?
- Всегда во все времена наш театр был любим
молодежью и детьми. Мы только об одном сожалеем,
что не можем, используя накопленный потенциал и
энергетику, делать больше. Я уже много лет
говорю о том, что государственно настроенные
люди должны использовать наш потенциал на службе
обществу.
Наш театр должен иметь государственный статус,
должен быть небольшой штат. Мы должны работать в
государственной системе и на государство. Очень
обидно, что в нашем городе и нашей области это
не используется.
- Но получается, что государство все- таки
заметило ваш труд и ваш театр, наградив вас.
- То, что наградили, это спасибо, но награда …
Если бы мне сказали, хотите, мы построим вам
дом, где будут собираться дети, и после вас он
останется и будет работать, или дать вам героя
России? Я бы сказал, дайте дом – это будет
высшей наградой. Я очень надеюсь, что высшей
наградой для нашего коллектива и профсоюзов
станет признание и огосударствление нашего дела.
Ибо то, что могли сделать профсоюзы, – они
сделали. Теперь слово за государством.
- Трудно ли найти таланты у нас в Смоленске?
Богата ли земля наша театральными талантами?
- К сожалению тех, кто думает, что театр может
закончиться, он не закончится никогда. Кроме
того, я могу констатировать, что с начала нового
тысячелетия отмечается все больший и больший
интерес. Дети стали более раскрепощенными и
одаренными. Родители начинают более активно
водить своих чад в творческие кружки, в
зрительном зале все больше появляется молодежи и
студентов. Налажено сотрудничество со Смоленским
государственным университетом, работает
театральная мастерская, ребята из села и города
ходят к нам. Так что дело развивается.
- А хочется порой вновь сесть за холсты?
- Времени так мало, а надо прочитать много пьес,
надо писать статьи в журналы, обдумывать
сценарии. К сожалению, я еле- еле успеваю все,
что нужно делать для сцены. Но иногда тоскливо
смотрю на краски. И думаю: вот опыт моей
профессии мне много дал. Но, чтобы сесть за
холст, надо все бросить. А это невозможно.
- То есть, любое занятие требует полной отдачи.
- Да, если стал режиссером, то будь им, а
остальное пусть служит этому.
МЫ ГОРДИМСЯ
В.А. Захарова,
директор некоммерческой организации учреждения
культуры клубного типа
“Областной Дворец культуры профсоюзов”
Мы поздравляем Виктора Дмитриевича ЗИМИНА с
получением звания “Заслуженный деятель искусств
Российской Федерации”, но в то же время считаем,
что это почетно и престижно не только для него:
всему коллективу Дворца культуры приятно
осознавать, что среди нас работает такой
высококвалифицированный специалист.
Виктор Дмитриевич работает у нас более 25 лет, и
нужно отметить, что прежде всего, это
порядочный, тактичный и коммуникабельный
человек, умеющий работать с людьми, прекрасный
педагог. Большой накопленный им опыт позволяет
ему прекрасно справляться с работой в детской
студии и коллективе взрослых. Необходимо также
отметить его высокое профессиональное
мастерство.
Виктора Дмитриевича знают не только в городе и
области, но и за ее пределами. В свое время под
его руководством проводилось очень много
массовых театрализованных праздников на стадионе
“Спартак”. И сейчас он выезжает со спектаклями в
районы области, вместе с коллективом участвует в
фестивалях. Недавно они побывали на Первом
Международном фестивале театрального искусства в
Санкт-Петербурге, и коллектив театра-студии
“Диалог” занял первое место, а в мае ездили на
фестиваль в Таллин и тоже вернулись с наградой.
Виктор Дмитриевич работает со взрослыми актерами
и с детьми. Ведь для того, чтобы была опора для
взрослого коллектива, нужна школа, где готовится
смена. Конечно, в профессиональном театре,
возможно, проще заслужить такое звание, там ведь
работают люди, которые прошли определенную
школу, а здесь дети, которые вчера бегали по
улице, а сегодня вышли на сцену, и артистов из
них еще сделать надо. Но у Виктора Дмитриевича
это получается. Поэтому уверена, не зря его
оценили. Кроме того, он много работает с
общественностью, ходит в школы, где
пропагандирует театральное искусство, он умеет
наладить контакты и с учителями, и с
директорами. И на его спектаклях всегда аншлаг.
Секрет профессионализма, мастерства и умения
работать с детьми и взрослыми, на мой взгляд,
произрастает, во-первых, из одаренности этого
человека, во-вторых , он вырос в многодетной
семье, где почитали родителей, где сложились
хорошие отношения между братьями и сестрами. Я
думаю, все это идет из детства. У него
замечательные родители, которые воспитывали
любовь и уважение к людям. Плюс к тому, он
педагог с большой буквы.
Я уверена, Виктор Дмитриевич заслужил это
звание. И мы надеемся, что он еще долго будет
творить на нашей сцене, потому что творческий
потенциал у него очень высокий и желание есть.
Единственное, чего хочется ему пожелать, это
здоровья.
«ДИАЛОГ» - уникальная студия
Е.И. Максименко,
председатель Смоленского
областного объединения
организаций профсоюзов
От имени областного
объединения организаций профсоюзов горячо и
сердечно поздравляю Виктора Дмитриевича ЗИМИНА с
присвоением ему звания “Заслуженный деятель
искусств Российской Федерации”.
Мы высоко ценим его вклад в пропаганду
театрального искусства в городе и области, его
многолетний труд по созданию уникального
студийного театра “Диалог” при Смоленском Дворце
культуры профсоюзов, разнообразную плодотворную
деятельность как режиссера и общественного
деятеля.
Желаем ему дальнейших творческих успехов на
благо Смоленщины, здоровья и благополучия.
|
|