Главная | Архив |

  Идея-мечта  
   

Валерий Атрощенков

 

 Каким быть Смоленску?

 

Люди, которым доводилось работать вместе с Валерием Ивановичем Атрощенковым, неизменно подчеркивают главное его качество - он буквально фонтанирует идеями и стремится привлечь к их реализации всех, кого только можно.
Подготовка к празднованию 1150-летия Смоленска захватила мысли и чувства краеведа. Он разработал концепцию под девизом «Смоленск - святой источник России», с основными положениями которой редакция решила ознакомить читателей.

 

- Данная концепция опирается на следующие канонические положения: Смоленская стена, как средневековый фортификационный объект, является крупнейшей в Европе, ее строительство стало само по себе одним из грандиозных событий в истории не только России, но и Русского мира. Все последующие великие стройки России проистекают от возведения Смоленской стены. Смоленская стена - важнейшая составляющая большого природного, историко-культурного и духовного пространства по историческим путям человечества: реке Днепр, Западно-Двинскому и Волжскому водоразделу, по Старой Смоленской дороге. Средневековый Смоленск (его внутренний город) является перекрестием этих планетарных путей, а Смоленская стена - каменным ожерельем перекрестия православного креста - Святой Купели Славян и Святого пути России (Старая Смоленская дорога).
Таким образом, средневековый Смоленск и прилегающие к нему территории без натяжки можно считать столичным градом (центром) Святой России, с ее природными, духовными и историко-культурными уникумами, памятниками.
Границы данного пространства простираются на севере в поморское Беломорье, на юге в Таврию (Крым), на востоке обрамляются рекой Волгой, на западе - рекой Буг.
Территория, обрамленная Смоленской стеной с ее охранной зоной (средневековый Смоленск), - это Кремль (Детинец) православного пространства, именуемого Святая Русь.
«Внутренний город» в перспективе 50 лет должен превратиться в мемориально-православный центр со строго регламентированным правом исполнения столичных функций в вопросах православного паломничества, природно-этнографического и историко-культурного туризма.
С содержанием в себе: трех монастырей, объектов соборного двора; государственного православного университета с лицеем и гимназией; духовно-теологического высшего учебного заведения с гимназией; аграрно-православной академии; православного военного училища по подготовке священников воинских гарнизонов и воинских частей, с православным кадетским корпусом; центра научных форумов, конференций, чтений и т.д.; НИИ краеведения и этнографии; гостинично-паломнического хозяйства; музейно-библиотечных комплексов; творческих и ремесленных центров и мастерских; центра делового туризма; выставочно-ярмарочных предприятий традиционных русских промыслов; издательских центров; копийных и ювелирных производств; объектов православной кухни, одежды, ткачества; стадиона православных видов спорта; авто - и вертолетных площадок; пешеходных и велосипедных историко-экологических маршрутов; концертных и кинозалов, певчих полей; православных художественных и музыкальных школ; объектов связи, банковских и иных услуг; административных зданий, офисов туризма и паломничества, турпредставительств субъектов православного мира; Патриаршего подворья, офисов унии православных церквей; представительств посольств стран русского мира; миграционной службы и волонтерского центра (центральный офис) по приему возвращающихся соотечественников и желающих потрудиться на данной территории; раскопов культурного слоя и фундаментов крепостной стены; фуникулеров (от набережной к центру), подвесной дороги (от духовной семинарии к Соборному холму), пешеходно-подвесного моста (с набережной в Заднепровье).
Все жилье, кроме общежитий и гостиниц, имеет программную задачу на ликвидацию (переселение). Строительство нового жилья завершает 2009 год.
За Чертовым рвом размещается Смоленский посад с сельским укладом жизни, пастералиями, играми и забавами, торговыми рядами, улицами ремесленников и кустарей по цеховому признаку, корчмами и трактирами, Красной горкой, потешными дворами и т.д.
«Средневековый Смоленск» к юбилею в 2013 году должен получить статус свободной туристско-реакреционной зоны федерального уровня с последующей передачей в управление Союзному правительству РФ и РБ, а затем и Украины, которое создает управляющий орган, утверждает и финансирует программу развития данного образования.
После чего или одновременно создается природный и историко-культурный музей-заповедник под условным названием «Из варяг в греки». В его состав включаются участок Днепра от Сокольей горы до Катыни, прибрежная зона, Красный бор, Смядынь, Гнездовский археологический комплекс, Козьи горы, Купринские озера и территория водораздела до Касплянского озера.
В последующем «Средневековый Смоленск» и музей-заповедник «Из варяг в греки» могут управляться единым органом союзного государства.
Параллельно можно осмысливать все пространство Святой (исторической) Руси, создавать консорциумы, ассоциации и союзы с субъектами тех же направлений деятельности.
Главная же цель и Победа - это придание Смоленску столичного статуса в союзе РФ и РБ, а потом и Украины. Но это уже другая сверхзадача.
Сегодня главное - увлечь этой мечтой областную власть, смоленское общество, Святейшего Патриарха, П.П. Бородина и президента Республики Беларусь.
Сейчас ведется реконструкция ряда башен и стен крепости. Специалисты недоумевают, что перед реставраторами не поставлено никаких задач, связанных с дальнейшим использованием Крепостной стены. Считаю, что башня Моховая - свидетельница кровавых битв России на протяжении веков с 1609 по 1943 годы - должна стать храмом - музеем святых хранителей Смоленска и всех участников битв за него.
Ниши внутренней стороны стены как специально созданы для размещения в них икон - барельефов Смоленской матушки (над надгробием братской могилы), святых апостолов Андрея Первозванного и Георгия Победоносца, а также Кирилла, крестившего Русь. Вполне уместны здесь и иконы-барельефы первопрестольного Глеба, Меркурия и Аврамия Смоленских, архиепископа Сергия. С другой стороны башни (по направлению к Шейнову бастиону) логично разместить памятные барельефы Владимира Мономаха, воеводы Даниила Щени, Василия III, Бориса Шеина, Алексея Михайловича Тишайшего, Петра I, Александра I, Георгия Константиновича Жукова.
По внешней стороне стены напрашивается размещение символов высших наград, которыми удостоен славный град Смоленск, орденов Андрея Первозванного и Георгия Победоносца, медали «Золотая Звезда» и ордена Владимира первой степени - высшей награды РПЦ Успенскому кафедральному собору. А на башне Моховой следовало бы водрузить герб города-героя Смоленска.
Есть у меня своя точка зрения и по целесообразности использования в различных целях других башен Смоленской крепостной стены. Скажем, в Никольской башне - рядом с памятными знаками в честь участников афганской, чеченских и других локальных войн - напрашивается создание музея смоленского воинства или музея войн ХХ века. А вот решение по размещению в Никольской башне музея льна считаю ошибочным.
Настала, на мой взгляд, потребность в музее Смоленской епархии и в отрытой епархиальной библиотеке.
Хочу также высказать свои соображения по поводу выбора места для будущего памятника в честь 1150-летия Смоленска.
Путем несложных математических действий с помощью близких определен геометрический центр средневекового Смоленска.
Он находится в районе улицы Козлова, между Свято-Вознесенским монастырем и сельхозакадемией. Как раз в этом месте захоронены зверски погубленные фашистами наши воины, плененные в Вяземском «котле».
На могиле неизвестного солдата многие государства, в том числе и наше, сооружают мемориалы всенародного поклонения.
А здесь, в центре средневекового Смоленска, полегло за 2 дня 20 и 21 октября 1941 года 6,5 тысяч неизвестных солдат и офицеров. Их имена не будут известны никогда, причем ни одного имени. Такова их судьба. Эти неизвестные воины, как никто другой, олицетворяют тысячи тысяч Русичей, павших на полях сражений, чьи имена не дошли до нас.
Какого же мемориала они достойны? Конечно, это дело скульпторов и архитекторов, но, несомненно, это мемориал не для песен, но для молитвы. Он должен отразить триумф русского духа, триумф не пожелавших безропотно подчиниться агрессору и принявших мученическую смерть.
Трагизм идеи мемориала может подсказать авторам внимательно посмотреть и на их путь на Голгофу (ул. Парижской Коммуны), в центре православного Смоленска. Ведь сама улица - по сути частица Старого Смоленского тракта - Святого Пути России.
Может быть, мемориал будет самым достойным памятником, запланированным в городе-герое в год его 1150-летия (он обозначен в юбилейных мероприятиях Правительства как памятник 1150-летию Смоленска). Мемориал, учитывая его назначенность и исключительность данного места, наверное, должен отражать нашу православную традицию, специфику нашего города-воина, города-мученика. Он должен впитать в себя его великий путь от Долгомостья и Святого Меркурия через стояние на Угре, битвы на реке Вербоше, через 1514, 1609-1611, 1654, 1812 годы до сегодняшнего времени.
И это надо обязательно сделать. Памятные знаки на месте захоронения в существующем виде свое дело сделали, спасли павших от забвения. Пришло время превратить это трагическое событие, произошедшее в центре нашего Детинца, в святое место поклонения России всем павшим, чьи места захоронения неизвестны. Здесь же возрождается Свято-Вознесенский девичий монастырь, в котором логично бы иметь и списки всех без вести павших в Великой Отечественной войне.
Кладбище - лицо культуры нации, тем более братское. Если мы нация, то должны привести в соответствие прежде всего братские и воинские захоронения.
По всем признакам, павшие здесь мужчины представляют весь Советский Союз и Московское ополчение, погибшее через четыре месяца после начала войны, когда у фашистов были сплошные успехи. Но гитлеровцы пошли на содеянное. Это со всей очевидностью характеризует их намерения в начатой войне по отношению к нашему народу.
В средневековом Смоленске нет более воинских могил (сквер Памяти героев - это внешняя сторона стены, и братская могила смолян у стены на площади Победы - не в счет). Она единственная. Если мы возлагаем на себя ответственность хранить историческую память, достойно почитать наших предков, то совершенно логично начинать это движение в центре Святого города - детинца исторической (Святой) Руси. В таких масштабах и измеряется значимость этого места. И этот долг памяти выше амбиций увековечить себя очередным столпом.
Это Святое движение может стать важнейшим послушанием сестер. Монастырь может взять под свое попечение эту святую могилу. Это гарантирует вечную память. Уверен, сюда поедут - как православные, так и светские паломники.
Памятник, бессомненно, послужит становлению Смоленска как Всероссийского Православного паломнического центра.
Смоленск - святой исток России.
Кстати, и о спорах, где стоять памятнику четы Тенишевых. Не надо его теснить на площади Победы. Надо посмотреть внимательно на уголок между башней Громовой и художественной школой М.К. Тенишевой. Тем более здесь же, невдалеке, расположено и бывшее реальное училище, подаренное князем Смоленщине, которое стало для нас подобием Царско-сельского лицея для России.
Данное место не даст возможности соорудить очередного мастодонта. И памятник будет работать под попечением детского творческого коллектива. А ведь об этом в начале ХХ века мечтали князь и княгиня.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№9(121)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич