Главная | Архив |

  Дискуссия  
   

Владимир КОРЕНЕВ

 

Быть ли в Смоленске
храму искусств?

 

 

Накануне 10-летия журнала «Смоленск» редакция решила возобновить проведение «круглых столов», которые были у нас особенно частыми в первые годы работы.
Сегодня мы хотим обсудить вопрос передачи Смоленской епархии зданий бывших монастырей, в которых в последние годы располагались выставочный зал и запасники музея-заповедника, экспонаты единственного в России музея льна, а также хранилище редких книг областной библиотеки. Куда переедут книги, картины и документы? Где смоленские художники будут в дальнейшем проводить выставки? Ответы на эти вопросы мы надеемся услышать от члена Общественной палаты Центрального федерального округа, председателя Смоленской организации Союза художников России Юрия Геннадьевича Мелькова и члена Общественной палаты Смоленской области, скульптора, заслуженного художника России Людмилы Александровны Ельчаниновой.

Л.Е.: - Проблема не в том, где выставиться художникам. Каждый из нас в состоянии найти помещение для персональной выставки. А вот всем вместе нам теперь трудно выставиться, чтобы представить такую авторитетную организацию, как смоленская. Нас в местном отделении Союза художников России более 100 человек, и теперь сможем выставляться вместе только на российских выставках или в других городах нашей страны, которые давно имеют выставочные залы – современные, просторные, с хорошим освещением, отвечающие запросам художников XXI века.
Выставочный зал музея-заповедника за годы многочисленных художественных выставок стал духовно намоленным местом. Горожане всегда знали: двери выставочного зала для них открыты, и можно в выходной день пойти с детьми на выставку. Экспозиция обязательно будет – или смоленских художников, или гостей города. А это очень важно было для людей – иметь постоянное место духовного общения с искусством. В выставочном зале выставлялись также детская художественная школа, самодеятельные художники, фотографы. И всего этого лишаются смоляне...
Забота о горожанах должна исходить от городских властей, от администрации, от мэра. Поэтому первой помощи мы ждем от них.
Корр.: - Любая помощь связана с денежными средствами. А где их взять сегодня, когда царит кризис, когда только и слышишь о секвестировании, снятии субсидий и субвенций? Просто какой-то кошмар от засилья и торжества этих иностранных слов...
Все более-менее приличные помещения в городе давно уже распределены. Построить что-то новое – стоит неимоверных денег. Какой выход вы видите из этой ситуации? Может, нам, горожанам, сброситься всем миром на строительство выставочного комплекса, как в свое время собирали деньги на памятник В.Теркину и А. Твардовскому?
Л.Е.: - Нет, это не выход – сбрасываться на стройку в XXI веке. Мы ставим вопрос о возведении храма искусств, чтобы он отвечал всем современным запросам. Мы возвращали Церкви храмы не сегодня, когда сталкиваемся с кризисом. Разговоры о выставочном комплексе велись десятилетия назад, когда нашей организацией руководил Альберт Георгиевич Сергеев. Он вместе с сегодняшним председателем Юрием Геннадьевичем Мельковым обивал пороги начальничьих кабинетов, просил: передайте культовые здания Церкви, нельзя в них художникам ютиться, а для проведения выставок постройте специальное здание. Обещали, но на деле так и остались глухи к нашим просьбам. Мы вернули то, что когда-то было отобрано у Церкви, иначе мы и не могли поступить и верили заверениям властей, что на улице не останемся... А что получили взамен? Ничего!
Корр.: - Полностью с Вами, Людмила Александровна, согласен. Принимая решение о передаче бывших культовых зданий Смоленской епархии губернатор прежде всего, на мой взгляд, должен был задуматься, куда переселить прежних хозяев. Но у меня складывается впечатление, что решение С.В. Антуфьева даже для руководства областным управлением культуры стало сюрпризом. Во всяком случае, растерянность и беспомощность читались на лицах начальников от культуры, как говорится, невооруженным глазом.
Накануне нашей беседы Вы, Людмила Александровна, как член Общественной палаты смотрели помещение на улице Лавочкина, куда областная администрация предложила переместить хранилище редких книг. Конечно, далековато, и читатели будут испытывать массу неудобств, не говоря уже о сотрудниках библиотеки. Но и этого помещения могло не быть, если бы не жесткая принципиальная позиция Общественной палаты. Прислушались к вам все-таки власти!
Л.Е.: - Фонд редких книг насчитывает около 1 миллиона экземпляров. Каждую книгу нужно поставить на полку, исключить ее соприкосновение с влагой, различными предметами, необходим специальный температурный режим, и, самое главное, читателю книга должна быть доступна.
К сентябрю помещение обещают подготовить к работе. Библиотеке выделили автомашину, на которой читателя смогут доставить к хранилищу, чтобы можно было полистать старый фолиант и сделать нужные записи. На Лавочкина начали оборудовать небольшой зал для будущих читателей. Работа проведена уже большая. Ее ход находится под контролем первого заместителя губернатора А. Логутова.
Это, пожалуй, единственное звено, по которому замечен прогресс.
Корр.: - Вынужден с Вами, Людмила Александровна, согласиться. Хотя судорожно представляю мытарства читателя, которому, например, для научной работы требуется цитата из древней книги. Надо заказывать машину, добираться на окраину города, нести не только моральные, но и материальные издержки. Если бы те, кто принимал решение по хранилищу, сами испытывали необходимость работать с древними книгами, вряд ли бы они себя, любимых, так далеко заслали...
Но, как говорится, лучше синица в руках... Вижу по реакции Юрия Геннадьевича Мелькова, что он со мной согласен.
Ю.М.: - Да, разрешение вопроса с размещением хранилища редких книг областной библиотеки – это большая победа общественности. Смоленская интеллигенция просто забила набат. Смоленское телевидение показало репортаж Сергея Новикова из книгохранилища, и смоляне увидели, что редкие книги свалены на земляном полу. Возмущению людей не было предела. Оперативно среагировала Общественная палата, и администрация области – надо отдать ей должное – тут же объявила о намерении обеспечить надлежащее хранение редких книг. Полагаю, что областные власти просто были в неведении, в каких ужасных условиях хранятся книги.
Корр.: - А мне представляется, что начальство испугалось народного гнева. Ситуация сложилась взрывоопасная... Сегодня уже не то время, когда мы, смоляне, можем прощать преступную безответственность и бездействие властей.
Ю.М.: - Меры были приняты незамедлительные – это уж точно. И Александр Иванович Логутов тут проявил себя молодцом. Но остается Троицкий монастырь. Музей льна уже закрыт, и пока нет решения, куда переводить экспозицию.
Что касается выставочного зала музея-заповедника, то это не только само помещение для проведения выставок, но и хранилище произведений искусства. Только скульптур около 1 тысячи, а еще 2 тысячи графики и 1 тысяча живописных работ. Это главным образом смоленские художники советского периода.
Корр.: - Если провести аналогию с редкими книгами, это такие же памятники истории и культуры...
Ю.М.: - Конечно. И эти шедевры не должны пылиться в хранилищах, ими хотят наслаждаться люди. Но при отсутствии выставочных помещений нынешнее поколение смолян может эти произведения и не увидеть. Что касается самого выставочного зала, мы в нем делали всего несколько выставок в год. А в основном – и в этом тоже была ценность зала – в нем устраивал выставки музей-заповедник. Вспомните, какой резонанс имели выставки сокровищ музеев Московского Кремля и коллекции из Эрмитажа!
И при этом мы понимали, что в монашеских кельях устраивать презентации не по-христиански. Как уже заметила Людмила Александровна, многие годы (в период председательства Альберта Георгиевича Сергеева, Геннадия Васильевича Немеровского, моего – уже десятилетнего) мы настойчиво ставили вопрос о передаче Церкви этого культового здания и предоставлении художникам современного выставочного комплекса. Уже лет пять, как мы знаем, что вопрос о передаче здания решен в принципе, тем более, что приближалось 300-летие Вознесенского монастыря. И еще тогда власти говорили, что с учетом предстоящей передачи надо для художников что-то построить взамен. Причем, мы предлагали, чтобы это был Центр культуры, где, кроме выставочных площадей, предусмотрели бы концертный зал.
Союз художников России проводит выставки, на которых представлены от 500 до 5 тысяч произведений. В соседних областях тоже обеспечивают подобную наполняемость залов экспонатами. А в Смоленске ни одну такую выставку мы провести не можем.
Буквально один свежий пример. Союз художников России предложил нам организовать в городе-герое выставку, посвященную Дню Победы. Предлагаемое количество работ с учетом вместимости выставочного зала по улице Коненкова нам установили 350. Но вопрос завяз. Администрация так и не приняла решение о продлении использования зала на май месяц. Представляете, лучшие художники России захотели с тематической выставкой приехать в Смоленск, мы своими силами подобную выставку не осилили бы, но такой подарок региональные власти принимать не пожелали.
Словом, выпало очень серьезное звено в культуре области. Союз художников вынужден был передать в прессу открытое обращение к властям. Мы призвали людей бить тревогу и выразить свое возмущение бездействием областной администрации по решению вопроса со строительством выставочного комплекса. Естественно, реакция чиновников оказалась раздраженной. Нас обвинили в отстаивании своих чуть ли не корыстных интересов. Сразу же возражу и соглашусь с Людмилой Александровной: каждому из нас в отдельности есть где выставляться. Мы востребованы в других областях, на крупных выставках в Москве и даже в зарубежных странах. Но что будет со смоленской культурой?
Администрация области провела ряд экстренных заседаний у заместителя главы, затем собрали Совет по культуре. Активно подключился к рассмотрению возникших проблем Юрий Николаевич Ребрик, и Общественная палата Смоленской области посвятила изучению вопроса специальное заседание.
По имеющейся у нас информации, областные власти пообещали положительно решить вопрос со строительством культурно-выставочного центра (такое название упоминалось), но каким-либо документом эти слова, к сожалению, не подкреплены. Якобы строительство центра включат в план мероприятий, посвященных 1150-летию города Смоленска.
2013-й год уже совсем близко. По идее уже нынче нужно делать проект. Но пока никаких телодвижений не ощущается.
Различные комиссии областной администрации изыскивали помещения, где можно было бы разместить выставочный зал. Но мы заранее могли этим комиссиям сообщить результат: таких свободных зданий в Смоленске нет. Конечно, правильнее всего строить новое здание.
Теперь хочу вернуться к изначальному распоряжению губернатора о передаче Смоленской епархии культовых зданий. Имеет ли право губернатор распоряжаться федеральным имуществом? Насколько юридически соблюден закон? Видимо, задним числом теперь будет оформляться распоряжение федеральных структур о передаче зданий.
Еще раз повторю: передавать культовые объекты необходимо. Другой вопрос: к чему такая скоропалительность? Подготовьте одно здание – передавайте, потом решите проблемы по другому зданию – передавайте. Этого, к сожалению, не было сделано. И на сегодня перспективы весьма туманны. Выставочный зал завершил свое существование.
Корр.: - Людмила Александровна, а куда переедут запасники?
Л.Е.: - Работники музея-заповедника передали монахиням колокольню и второй этаж, пока сами ютятся на первом этаже. Им некуда выехать и некуда вывезти картины и скульптуры, находящиеся под ними – в подвалах... А во дворе расположены два гаража – кирпичный и железный. И, представьте себе, - в этих гаражах складированы ценные гипсовые скульптуры, которым для хранения требуется определенная температура. Погрузчики, естественно, тоже отсутствуют. Многотонные скульптуры запиханы в дверь, уложены в горизонтальном положении.
Куда это все деть? Где помещения? Предполагалось задействовать большой кирпичный ангар на территории музея Коненкова – во дворе. Но ангар необходимо ремонтировать – штукатурить, устанавливать вентиляцию.
Сами работники не могут перебраться в здание по ул. Коммунистическая, 4, которое уже примерно 15 лет реставрируется под галерею. Музей русской старины в 2009 году должен встать на капитальный ремонт. Бесценные коллекции М.К. Тенишевой, которые просто обязаны экспонироваться, запрятаны в хранилищах, часть вещей обветшала и пропала.
Члены Общественной палаты Смоленской области болеют за культуру. По их инициативе мы собрали «круглый стол» и рассказали смолянам о всех наших бедах, нуждах, переживаниях. Но ответов на нашу резолюцию мы от властей не получили.
Корр.: - Вообще отношение власть предержащих к общественному органу, на одну треть сформированному по выбору губернатора, не выдерживает никакой критики. Недавно мне довелось присутствовать на заседании Общественной палаты, посвященном самому животрепещущему на сегодня вопросу – о путях выхода из финансового кризиса, о безотлагательных мерах, которые нужно предпринять на территории Смоленской области. Меня поразило, что заседание проигнорировали ответственные руководители администрации региона. Это, на мой взгляд, полнейший беспредел и безответственность. О чем тогда говорить, если нет желания услышать голос общественности по самому животрепещущему вопросу, касающемуся каждого из нас.
Та же ситуация, как я понимаю, и с «круглым столом» по вопросам культуры?
Л.Е.: - Одно отличие есть: два заместителя главы на сей раз участвовали в обсуждении, но реальных мер ими принято не было. Никакого результата нет. У нас нет веры, что к 2013 году построят культурно-выставочный центр. Где земля? Где проект? Нам предлагали самим искать пустующие участки. Одно место я нашла.
Корр.: - Вы, Людмила Александровна, его в журнале не озвучивайте, а то завтра дельцы узнают эту информацию и, как говорят, на корню скупят участок...
Л.Е.: - А это, по-видимому, уже произошло, потому что в прекрасном парке на проспекте Гагарина приступили к выпилке деревьев...
Ю.М.: - Я могу несколько мест назвать, которые также хотят продать. Это говорит о том, что власти думают не о благе народа, а о своем кармане. Потому что подобные покупки делаются через взятки – я об этом говорю прямо.
Л.Е.: - Нам надоело стесняться – пора перестать бояться говорить правду. Вот пример с кинотеатром «Октябрь» - мы хотели использовать его под центр культуры, а нас пугают, что можем лишиться кинотеатра. Да мы его фактически лишились давно – массовый зритель туда не ходит. Но кинотеатр акционирован. В свое время координационный совет творческих союзов предлагал провести реконструкцию «Октября», главный архитектор города представил примерную смету, но сменилась власть, и о нашей идее забыли. А потом состоялось акционирование...
Вообще, очень сложно взаимодействовать с представителями власти, когда нет ее преемственности. Новые руководители начинают свою работу с охаивания предшественников. Не знают руководители, где расположены местная организация Союза художников и салон, в котором можно приобрести картины. Но мы их воспитываем.
Корр.: - Посмотрим теперь, как вам удастся взаимодействовать с новым главой города...
Ю.М.: - У нас уже состоялась встреча с Эдуардом Качановским. Надо отдать должное, Эдуард Алексеевич проявил заинтересованность в разрешении многих застарелых проблем, в ходе встречи были даны конкретные поручения исполнителям по аренде творческих мастерских, работе совета по культуре при главе города, возобновлению деятельности градостроительного совета. Этот совет мог бы реально остановить вакханалию с размещением рекламы, с точечной застройкой, с возведением киосков и т.д. Все эти вопросы должны решаться по результатам экспертизы градостроительного совета. По строительству культурно-выставочного центра глава города однозначно высказался: строить надо! А вот как – будем думать.
Администрация города и области должны, на наш взгляд, сообща выйти на правительство России с просьбой софинансирования возведения этого исключительно важного для смолян объекта.
Л.Е.: - Смоленская земля имеет глубокие культурные традиции. Имена Глинки, Твардовского, Исаковского обязывают нас, как говорится, держать марку. Культурно-выставочный центр должен стать украшением и гордостью города-героя Смоленска. Только на конкурсной основе с участием лучших архитекторов страны должен утверждаться проект.
Общественность Смоленска очень надеется на то, что руководители области и города проявят себя патриотами родной земли, впишут свои имена в славную историю древнего города активным участием в сооружении культурно-выставочного центра.






 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№5 (105)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич