Профессия журналиста дает
возможность встречаться с людьми, являющимися
выдающимися личностями и даже гордостью нации.
Какие-то из этих встреч не оставляют ярких
воспоминаний в силу, например, моего
неоднозначного отношения к тому или иному
человеку. Далеко не всегда у меня появляется
желание взять у известной личности интервью,
хотя как редактор понимаю, что любое из таких
интервью будет интересно читателям.
Но никогда бы себе не простил упущенного шанса
побеседовать с Николаем Ивановичем Рыжковым. В
немалой степени потому, что очень уважаю этого
выдающегося государственного деятеля. А,
главное, Николай Иванович Рыжков навечно вписал
свое имя в историю города-героя Смоленска,
прикрепив 21 июня 1985 года к его знамени высшую
награду Родины – медаль «Золотая Звезда».
- Николай Иванович, простите за высокопарный
стиль, но Вы для смолян являетесь
человеком-символом, с именем которого связано
восстановление исторической справедливости –
присвоение древнему русскому городу Смоленску –
щиту государства российского, городу-воину,
городу-труженику звания «Город-герой». Давайте
вспомним о той памятной дате 1985 года.
- Но прежде отметим: руководство страны сделало
то, что прежние команды по различным причинам
упустили. Смоленск должен был быть среди первых
городов, отмеченных Золотой Звездой. Потом в
1975-м году на 30-летие Победы опять в последний
момент награждение не состоялось... В конце июня
1984 года Смоленску был вручен орден Ленина –
это была реакция руководства страны на обращение
смолян. Казалось, этим все и ограничится... Но
пришла новая команда, я тогда еще работал
секретарем ЦК, и на Политбюро зашла речь о
неисполненном обещании Константина Устиновича
Черненко отметить Смоленск заслуженным званием
«Город-герой». Решили – все-таки дать Звезду. И
поручили Рыжкову поехать туда и вручить. Я стал
собираться в дорогу, готовиться к выступлению.
Ко мне пришли ответственные сотрудники аппарата
и говорят: «К званию полагаются Звезда и орден
Ленина. Но орден Ленина Смоленску вручили,
поэтому получите Звезду». Так я и уехал со
Звездой и вручил ее городу в здании театра.
Дальше я несколько дней ездил по области. Был в
Ярцеве на ЗИЛовском заводе – как раз шло
строительство. И по другим местам проехали.
- Алексей Иванович Орлов, председатель
облисполкома, почетный гражданин города-героя
Смоленска на страницах нашего журнала с большой
благодарностью вспоминал, как Вы здорово помогли
Смоленщине по дорогам.
- Помню, помню. Казалось, надо больше помогать,
но были ограничения. По дорогам я помню
обращение.
- Кстати, Алексей Иванович, зная о нашей
возможной встрече, передавал Вам привет.
- Спасибо. Я впервые на Смоленщине был, вообще
первый раз. Поэтому Смоленск стал для меня
открытием. Конечно, меня поразила Смоленщина.
Максимально, чем можно, я помогал. Самые
приятные воспоминания.
- Зато за последнее пятилетие наш
многострадальный регион, благодаря «чуткому»
руководству с 5-6 на последнее место в ЦФО
скатился.
- Ай, яй, яй. Будем надеяться, дело поправится.
Возвращаясь к моей поездке в Смоленск, там я
познакомился с митрополитом Кириллом. 23 года мы
знаем друг друга и, кстати, дружим. Когда я
уезжал, он кому-то из местных начальников
сказал: «Это приезжал будущий Председатель
Совета Министров». И через несколько месяцев я
возглавил правительство.
Когда я выключил диктофон, Николай Иванович стал
расспрашивать меня об Иване Ефимовиче Клименко,
о последних днях его жизни, о том, чем увлекался
он в последнее время. Я напомнил собеседнику о
датах рождения и смерти нашего бывшего
партийного руководителя, рассказал, как
встречаемся со строителями на Братском кладбище
в день памяти И.Е. Клименко, какой великолепный
памятник они ему заказали и установили.
Вот такая теплая, но, к сожалению, короткая
встреча у меня состоялась 17 июля с.г. в здании
Российского союза товаропроизводителей. Николай
Иванович как президент Союза вел торжественную
церемонию вручения премий имени А.Н. Косыгина
лучшим трудовым коллективам и
гражданам-производственникам, руководителям
предприятий и учебных заведений.
Премия вручается уже 7 лет. Ежегодно таких
премий учреждается 20, а претендентов
оказывается в 3-4 раза больше. Среди смолян
первым лауреатом стал Сергей Серафимович Попов,
генеральный директор ОАО СПК «Смоленскагропромдорстрой».
Вручая известному смоленскому дорожнику,
вице-президенту Союза строителей Смоленской
области медаль и диплом лауреата премии имени
А.Н. Косыгина, Николай Иванович Рыжков отметил,
что в свое время смоленские дорожники возводили
столько же километров дорог, сколько сегодня
строится по всей России. Правда, президент
Российского союза товаропроизводителей,
являвшийся много лет депутатом Государственной
Думы РФ, а сегодня - председатель Комитета в
Совете Федерации, отметил, что на
правительственном уровне приняты важные решения
по развитию дорожной сети, и в самое ближайшее
время значительно возрастут объемы
капиталовложений в российские дороги.
Но вручение награды смоленскому дорожнику
состоялось несколько позже. А сначала Н.И.
Рыжков, поздравив лауреатов, объяснил, почему
нынче церемония награждения организована не
весной, а уже в середине лета. Оказалось,
организаторы мероприятия очень надеялись, что
удастся установить бюст А.Н. Косыгина в Москве и
вручить награды лучшим товаропроизводителям
России у бюста. Но вот уже около четырех лет РСТ
преодолевает трудности и ходит по инстанциям.
Слишком много бюрократизма и формализма по
клочку земли, где каких-то 5 кубометров бетона
уложить нужно. Николай Иванович недоумевает, как
это в Москве ведется такое интенсивное
строительство при царящем бюрократизме
чиновников...
А идея установки бюста А.Н. Косыгину такова.
Когда Алексею Николаевичу исполнилось 70 лет и
ему вручили вторую звезду Героя
Социалистического Труда, в соответствии с
законодательством СССР на родине дважды Героя
ставился бюст. В Ленинграде установили бюст
работы знаменитого скульптора Томского. А 4 года
назад «птенцы гнезда Косыгина», как Николай
Иванович называет себя и своих коллег – бывших
«красных директоров», министров и сотрудников,
работавших под руководством Алексея Николаевича,
обнаружили в запасниках Третьяковской галереи
около Крымского моста такой же бюст, только
немного меньших размеров. Тогда возникла идея
этот бюст установить в Москве. Н.И. Рыжков
обратился к Ю.М. Лужкову, тот поддержал, но
поставил условие – финансирование работ
осуществить за счет Российского союза
товаропроизводителей. Пришлось соглашаться: в
бюджет Москвы не пробиться, годами будешь ждать
очереди и не дождешься. Но вот и за деньги Союза
произошла задержка, хотя Николай Иванович не
теряет оптимизма, что в сентябре-октябре бюст
А.Н. Косыгина будет установлен!
Очень тепло вспоминал Н.И. Рыжков о великом
организаторе, оставившем огромный след
практически в любой отрасли народного хозяйства.
Упоминул Николай Иванович о решении А.И.
Косыгина подтянуть экономику героического
русского города Смоленска строительством в нем
завода по алмазообработке. А я, вернувшись из
Москвы, открыл «Думы о былом» - мой настольный
справочник – книгу И.Е. Клименко. Иван Ефимович
вспоминал, как просил его Алексей Николаевич
взять под личный контроль строительство второй
очереди бриллиантовой фабрики, как по просьбе
Алексея Николаевича познакомиться с технологией
алмазообработки в Смоленск приехал министр
приборостроения СССР Константин Николаевич
Руднев, а потом оказал предприятию огромнейшую
помощь. Вспоминает И.Е. Клименко в книге и о
том, как пожаловались Косыгину председатель
Совмина Украины Щербицкий и председатель
Моссовета Промыслов, что руководители
предприятий по аламазообработке из Москвы и
Киева ездят отчитываться о своей работе на
периферию... в Смоленск. Алексей Николаевич
выслушал их и ответил буквально так:
- Во-первых, вы должны понимать, что экономика –
это такая сила, которая мало считается с
подобными обстоятельствами. Она даже
государственные границы иногда ломает. А
во-вторых, Смоленск – это не такая уж глухая
периферия. История свидетельствует, что он
намного старше Москвы, а с Киевом он, будто бы,
ровесник. Так что иметь дело со Смоленском
совсем не зазорно. Наоборот, думаю, что столицам
надо всемерно укреплять связи с другими городами
и территориями страны.
Вот бы услышали эти слова великого реформатора
советской экономики сегодняшние лидеры страны и
мегаполисов! А то если и идут в регионы – качать
здесь прибыль и забирать ее в столицы. Грязные
производства – в провинцию, земли скупать по
дешевке, лес вырубать, рабочую силу переманивать
– это пожалуйста, всегда готовы...
Вернемся к нашему лауреату. Сергей Серафимович
Попов возглавляет фирму, которая за 35 лет
построила 4382 километра автомобильных дорог –
половину всей дорожной сети Смоленской области.
Также введено в строй более 80 тысяч кв. метров
жилья. Сегодня в составе ОАО СПК
«Смоленскагропромдорстрой» четыре ЗАО,
выполняющих дорожно-строительные работы, ЗАО
«Комбинат Промышленных Предприятий» по выпуску
дорстройматериалов и три филиала. По сути, это
холдинг.
Коллеги ценят Сергея Серафимовича за умение
анализировать тенденции в экономике, направлять
усилия коллектива на предоставление
востребованных услуг. Это позволило выжить,
когда дорожную отрасль государство оставило без
заказов. Сегодня, считает С.С. Попов, развитие
дорожной сети является не блажью дорожников, а
объективной необходимостью.
- Отсутствие дорог уже не беда, а близко к
катастрофе, - говорит С.С. Попов. - Страна
ежегодно убивает на дорогах более 35 тысяч своих
граждан, по самым скромным подсчетам – теряет 5
процентов ВВП ежегодно. Каждые 13 лет (роковое
число) все усилия страны летят в тар-тарары.
Вывод: срочно необходимы перспективные программы
развития дорог на федеральном и региональном
уровнях, чтобы пошли инвестиции со стороны
бизнеса в сопутствующие отрасли
(дорожно-строительные материалы,
дорожно-строительная техника,
научно-исследовательские и проектные
разработки).
С.С. Попов полагает, что на Смоленщине надо
построить, как минимум, 7-8 тысяч километров
дорог IV-V категорий, соединяющих населенные
пункты с существующей сетью дорог.
Через область проходят важнейшие федеральные
магистрали М-1 Беларусь, А-141 Брянск-Смоленск.
Смоленщину пересекают транспортные коридоры.
Запад-Восток и Север-Юг, проходит Старая
Смоленская дорога. Старинные русские земли
должны быть, по твердому убеждению С.С. Попова,
обустроены дорогами и благоустроенным жильем.
Учредители премии имени А.Н. Косыгина в делах и
планах смоленского дорожника Сергея Попова
разглядели размах, который ценил в лучших
производственниках Алексей Николаевич Косыгин,
отметили многолетний высокопроизводительный труд
специалиста, посвятившего жизнь развитию
дорожной сети Смоленщины.
Думается, что и на региональном и муниципальном
уровнях надо поощрять лучших
товаропроизводителей, изучать и пропагандировать
их опыт, делать достоянием молодой смены.
Внимание и забота о кадрах создает и опору для
власти, которая получает мощную подпорку масс.
Хорошо бы, чтобы и об этом наши власть
предержащие задумались...
Москва-Смоленск
17 июля 2008 года
|
|