35 лет существования театра –
круглая дата, немалый срок. Со временем многое
меняется. Изменилось и само время. О том, как
преображался театр «Диалог» мы узнали из первых
уст – от художественного руководителя
театра-студии, заслуженного деятеля искусств
России Виктора Дмитриевича Зимина.
Все началось в 1975 году –
именно тогда был основан театр. Виктор Зимин
работал в театре драмы художником-постановщиком,
параллельно создавая свою студию. Первоначально
особой цели не имелось, была просто радость от
работы с детьми. Регулярные занятия в течение
четырех лет показали, что дети студию приняли и
полюбили. Сложился даже свой «костяк»
талантливых ребят. Тогда Виктор Дмитриевич решил
заняться этим делом всерьез и надолго. Чтобы все
силы посвящать своей студии, он ушел из
профессионального театра и заочно поступил в
Щукинское училище на режиссуру. Изначально театр
располагался в маленьком подвальчике Дворца
пионеров. К 1979-му году появился стабильный
репертуар, который нашел своего зрителя. Тогда
решились выехать на первые гастроли в город
Гагарин, затем – в Минск. Виктор Дмитриевич, по
его собственному признанию, очень рано понял:
для того, чтобы воспитать ответственность к
тому, что делаешь, для того, чтобы воспитать
театр, сформировать гражданскую позицию,
проявить себя, – театр должен работать не для
себя, не для родителей, родственников или
друзей. У театра другая задача.
- Каким вы видите театр?
- Театр – это общественное, художественное
учреждение, где должна быть ответственность за
то, что ты делаешь, как делаешь и для кого
делаешь. И не важно, что он любительский. Надо
серьезно относиться к подготовке и показу
спектаклей. Гастроли как раз и позволяют в
разных условиях, на разных площадках и перед
разным зрителем проявить себя и доказать, что ты
есть артист, и что это приехал театр. Первые
гастроли были весьма скромными. Потом стали
ездить в другие города России, за границу.
Именно так воспитывался театр, который мы
сегодня имеем. Он вырос в поездках, на очень
серьезных гастролях, где как раз важны все
качества театра. Именно там их и приобретают.
Так и закалялись.
В 1982 году театр перебрался во Дворец культуры
профсоюзов, где располагается и по сей день.
Свое название «Диалог» получил в 1988 году. До
этого наименования были разные – юношеский
театр-студия Дворца пионеров, потом – молодежный
драматический театр-студия Дворца культуры
профсоюзов, - но слишком длинные. Они не
способствовали привлечению внимания, и потом,
название должно быть коротким, запоминающимся,
как имя. Тогда вспомнили слово «диалог» - основу
любого драматического действия - и решили
остановиться на нем.
- Отличается ли театр советского времени от
современного?
- В далекие советские годы и у детей, и у
родителей было больше свободного времен.
Стабильность давала возможность осуществить
любую мечту. Это позволяло людям заниматься
любимым делом. В этом была прелесть того
времени. Главное отличие от той эпохи у
сегодняшней – нестабильность. Хотя почти 20 лет
мы живем в новой России, в стране постоянно
происходят изменения: экономические (дефолт,
кризис), социальные (общество разделилось на
богатых и бедных). Все это, конечно, влияет на
настроения людей. Изменилось и отношение к
учебе: чтобы получить престижную специальность,
надо хорошо и много учиться. Свободного времени
почти не остается. А что такое театр? Театр
захватывает, поглощает человека всецело, требуя
максимум отдачи и свободного времени.
В советское время не возникало вопроса – что
ставить. Развитие шло в рамках идеологической
модели. Неразбериха девяностых открыла новые
свободы, но было непонятно, как же их
использовать. Но и тогда, и сейчас главным
объектом внимания для меня был человек. Человек,
который играет на сцене. Человек, который
приходит в студию. Человек, который приходит в
зрительный зал. Именно этот подход определяет
репертуар и направление всей деятельности
театра.
- Какие пьесы ставит «Диалог»?
- Время предоставило свободу, а искусство в
целом и литература в частности отстают от этого
времени. Газеты, радио успевают отследить
изменения в эпохе, а в искусстве осмыслить их
намного сложнее. Поэтому на сегодня ощущается
дефицит хорошей драматургии. В новом времени
появляются новые темы, новые цели. Человек
учится по-новому чувствовать себя.
«Диалог» во все времена был со своей темой. Это
в какой-то степени отличает его от других
театров. Изначально он создавался как театр
детей и молодежи и для детей и молодежи. Поэтому
для меня всегда было понятно, на какую тему
вести разговор со зрителем. Если не находилась
подходящая современная пьеса, то театр обращался
к классике. За последние десятилетия в «Диалоге»
мы смогли поставить «Ромео и Джульетту» В.
Шекспира, «Женитьбу» Н. Гоголя, «Полоумного
Журдена» М. Булгакова и другие. Все эти
спектакли оказались «в теме», а проблемы,
затронутые в них, – важными для молодежи.
С 1997 года театр активно сотрудничает с
драматургом Ксенией Драгунской. Была поставлена
ее первая пьеса «Огурцы и другие пирожные»,
затем «Рыжая пьеса», «Большая меховая папа». В
пьесах Драгунской режиссера привлекают язык,
особое сложение сюжета, глубина и искренность
переживаний героев. И особая боль за человека.
Театр старается найти адекватное решение ее
художественных произведений. Драгунской нравится
истолкование пьес, предложенное «Диалогом».
Ксения Драгунская и Виктор Зимин смотрят на мир
с одинаковой заинтересованностью. А, как
известно, для театра очень важно совпадение
человеческих, художественных и эстетических
позиций драматурга и режиссера. Недавно
состоялась премьера новой пьесы «Пробка».
- И вновь Ксения Драгунская. О чем новая пьеса ?
- Это пьеса о современной жизни, о современном
состоянии нашего общества. Речь в ней идет не
просто об автомобильной пробке. Параллели
тянутся и к экономическим, и к нравственным
проблемам. Всякое общество должно иметь четкое
представление о том, каким оно должно быть
экономически, социально, нравственно. Россия, к
сожалению, сейчас только выруливает на нужную
дорогу. Совершаются какие-то ошибки. Но,
кажется, страна нащупывает тот путь, который
сделает следующие поколения счастливее нас.
- Каким был путь театра?
- Цель, поставленная 35 лет назад, – просто
создать театр, на сегодня уже давно и полностью
реализована. Ведь не секрет, что театры
возникают очень часто. Захотел человек, собрал
группу ребят, позанимались 1-2 года и уже
назвались театром или студией. Но как часто они
возникают, так часто и исчезают. Стабильность
коллектива в его долголетии, а долголетие – в
стабильности. Идея театра должна быть
животворящей, привлекательной, понятной,
обновляющейся во времени. Тогда коллектив будет
жить. Состариться можно очень быстро. За 5 лет в
театре меняется многое, через 10 лет – меняется
все: поколение, репертуар. Все время надо
обновлять и обновлять идею.
За свою солидную жизнь «Диалог» прошел 2 этапа.
Первый – с момента основания театра и до 90-х
годов 20 века. К этому времени наметился спад:
театр стал терять людей, идея стала выглядеть
менее привлекательной. Тогда-то и начался второй
этап. В это время придумали детские студии,
которые стали работать постоянно по принципу
театрального курса. Они позволили вливать живую
силу в коллектив. Студии взрослели, превращались
в молодежные. Многие студийцы тех лет до сих пор
играют в театре. Большое внимание стали уделять
театральной школе. Речь идет о школе, в которой
воспитывались не только актерские способности,
но и этические, то есть отношение к театру.
Таким образом, в 90-е годы возник
многоступенчатый театр с дифференциацией по
возрасту, в котором были задействованы дети,
молодежь, взрослые. Все находили свое место,
потому что студии работали параллельно, было
много общих мероприятий и спектаклей. Получился
семейный театр, где основным педагогическим
принципом был принцип жизни большой семьи. И до
сих пор «Диалог» работает по этому принципу.
Сегодня в театре около 60 человек: самая юная
участница еще учится в третьем классе, а самому
взрослому актеру - уже за 50.
В далекие советские времена тепло встретивший
областной профсоюз обеспечивал театр всем
необходимым, так как все клубные учреждения
обеспечивались или государством, или самим
профсоюзом. В 90-е годы эта система рухнула.
Дворец культуры стал самоокупаемым учреждением,
то есть деньги надо было самим где-то добывать,
зарабатывать. И все коллективы, которые имели
материально-затратную базу, тоже перешли на
хозрасчетную систему. Поэтому «Диалог» должен
теперь зарабатывать на себя: на костюмы, на
декорации и на все, все, все. Но дворец культуры
профсоюзов по-прежнему относится к театру
доброжелательно, щадяще.
Юбилейный год в жизни театра будет отмечен
усиленной работой. В этом году Вильнюс пригласил
«Диалог» на Второй международный фестиваль
любительских театров. В следующем году Таллин
принимает на себя миссию культурной столицы
Европы. В гости с пьесой ждут и смоленский
театр. Конечно же, вновь будут гастроли по
городам Смоленской области, а в ближайшее время
- поездки в Вязьму, Верхнеднепровский.
- И традиционный вопрос: каковы ближайшие планы?
- Помимо спектаклей, юбилейного вечера,
планируется издать книгу о театре. Эта идея
родилась после выпуска нескольких буклетов. За
35 лет накоплен огромный архивный материал:
фотографии, переписка, отзывы зрителей,
рецензии. Сейчас пишут нам бывшие студийцы.
Приходят письма из других городов. Сама жизнь
театра требует какого-то описания. Спектакли со
временем забываются, а книга способна воскресить
не только впечатления, но и стать документом
истории, сохранить имена. Все это будет
опубликовано. Надо с уважением относиться ко
всему сделанному тобой и коллективом. Возможно,
юбилейный год - самое время подвести такой итог.
Книга будет большого альбомного формата, в 120
страниц. Выпуск планируется осенью. Нашлись
люди, удивительные для нашего времени, которые
финансово поддержали проект. Будет проводиться
специальная презентация, и мы назовем их имена.
Рабочее название книги: «Театр, который выбрал
нас». Обычно каждый выбирает место, в которое он
приходит. Но и само место может принять или не
принять человека. Театр, как организм, как
сообщество людей с определенной идеей,
энергетическим полем не всех принимает. Но тот,
кого театр принял, – счастливый человек.
Я бы хотел пожелать людям, которые имеют
какую-то искорку и хотят проявить себя на сцене,
прийти к нам. Может быть, где-то бродит одиноко
будущая звезда. Мы всегда открыты и готовы
принять талантливых людей, желающих работать в
«Диалоге».
|
|