Минувшим летом встретил
одноклассника, стал зазывать его на презентацию
книги, которая проходила в концертном зале им.
Глинки. Он, как водится, начал на занятость
ссылаться: не обещаю, мол. Вскользь упомянул,
что на мероприятии будет выступать ансамбль
«Славяне». «Да ты что! – вскинулся вдруг
однокашник. – Обязательно приду, с женой! Так
хотим их послушать». И пришёл...
К стыду своему, тогда о «Славянах» я только
краем уха слышал и такой реакции друга удивился.
До того, что при случае поинтересовался мнением
профессионала – председателя Смоленского
отделения Союза композиторов России,
заслуженного деятеля искусств РФ Николая
Егоровича Писаренко. И вот, что услышал:
«Ансамбль «Славяне» - это, действительно,
высокий уровень. Основа основ, как всегда говорю
я и говорили задолго до меня, начиная от Михаила
Ивановича Глинки, – русская народная песня,
русский мелос. Он всегда благотворно действует
на любую русскую душу. Даже если она далека от
искусства; скажем, не искушена и не ведает
народной песни. И когда такой неискушённый
человек слушает ансамбль «Славяне», эта песня
непременно ложится на сердце, облагораживает и
омолаживает его. Это основное, что достигается
ансамблем. Есть в его репертуаре и советские
песни, но они тоже созвучны с направлением,
которое избрала для коллектива Лариса Ивановна
Лебедева. Она подобрала очень сильный состав.
Причём, там не только Татьяна Галиус – человек,
без преувеличения, необычайно одарённый, но и
другие талантливые певцы. Эти исполнители
поддерживают некий внутренний тонус песен,
раскрывают их природу. То есть нельзя всё к
солистам сводить. Если руководитель добился
хорошего именно ансамблевого звучания, это
всегда оказывает глубокое воздействие на
аудиторию. Человек должен купаться в гармонии, в
необходимом сочетании мужских и женских голосов.
Этого очень трудно достичь, а Ларисе Ивановне
удалось. Звучание голоса в народной песне
отличается от академического. Для академического
голоса требования другие – там диапазон пошире,
всё – дабы подчеркнуть вокальные данные солиста.
А здесь, прежде всего, грудное звучание. Оно
всегда бархатистее, оно тембристее. Не всё
голосом возьмёшь. Особое искусство нужно.
Лучше, чем Тургенев в «Певцах», о воздействии
русской народной песни, пожалуй, никто не
сказал. Так вот, в данном случае звучание
смоленского ансамбля «Славяне» в моём
представлении перекликается с гениальным
рассказом Тургенева. Сейчас в значительной
степени утрачен, заглушён русский народный
мелос, и то, что делают «Славяне», поверьте,
чрезвычайно важно. И трудно. Не случайно на
Смоленщине профессиональные народные песенные
коллективы начинаются и кончаются на счёт раз. А
во многих регионах их и вовсе нет. Я бы здесь
добрым словом помянул и нашу областную
филармонию, под чьей крышей работает ансамбль».
Так получилось, что в
репетиционный класс Смоленской областной
филармонии, где каждодневно работает (именно
работает!) ансамбль народной песни «Славяне», я
заглянул в самый Татьянин день. И пока мы
разговаривали с художественным руководителем,
заслуженным работником культуры РФ, лауреатом
национальной премии «Душа России» Ларисой
Ивановной Лебедевой, представители сильной
половины «Славян» заварили чай, водрузили на
стол симпатичный пирог. «По какому поводу
гуляем?» - поинтересовалась моя собеседница. –
«Ну как же, Лариса Ивановна, у нас целых три
Татьяны – сегодня именинницы»... Вообще, я
просто физически ощущал специфическую атмосферу
доброго согласия, незлобивого юмора, понимания
и, как бы, домовитости, царившую в этой
небольшой комнате.
- Лариса Ивановна, для начала несколько слов о
себе. Как вы пришли к идее создания
профессионального народного коллектива?
- В 61-м году я приехала в Смоленск после
окончания Калининского музыкального училища.
Здесь музыкальное училище образовалось незадолго
перед этим, ещё ни одного выпуска не было. С
музыкантами, естественно, туго, и в свои
двадцать лет я оказалась ценным кадром. В этом
же году открывалось культурно-просветительное
училище. Первоначально оно было в Днепровских
воротах, что по Большой Советской, ниже Собора.
Меня сразу взяли туда преподавателем
дирижирования хорового класса. Кое-какой опыт у
меня был: ещё студенткой работала с хорами. И
вот сорок четыре года я отдала этому учебному
заведению, которое впоследствии именовалось
училищем (колледжем) культуры, а затем
институтом искусств.
Судьба порой неожиданные повороты делает. Когда
я в Центре народного творчества создавала
самодеятельный коллектив, по настоянию и
хорошему содружеству с директором Адой
Григорьевной Бобуровой, конечно, не могла
предположить, какое будущее его ожидает. Ада
Григорьевна очень хотела иметь в Центре
ансамбль, на базе которого можно было бы
проводить семинары, показывать, как нужно
работать. На роль руководителя она выбрала меня,
и где-то в середине 90-х годов проект стал
реальностью. Вначале это был типичный
любительский, самодеятельный коллектив. Но у
меня характер такой, что всегда хочется идти
вперёд, добиваться большего. Поначалу в ансамбле
не было людей с музыкальным образованием:
пригласила участников самодеятельных коллективов
– способных девушек из Пригорского, где, к
слову, тридцать лет работаю; из Богородицкого
было две женщины, из Центра один мужчина. В
общем, начали заниматься. Но вскоре
почувствовала, что с любителями большого роста
не будет. И решила собрать всех своих самых
лучших выпускников училища, института. Стала их
разыскивать. Таню Галиус, нашу ведущую солистку,
нашла в милиции, где она уже год работала (после
института искусств). Встретились с ней,
поговорили. Мол, хочу собрать коллектив, чтобы
всё было на хорошем уровне. Она согласилась петь
в ансамбле. Пожалуй, за всё время это лучшая моя
студентка была, которую я вела ещё с первого
курса училища культуры. Позвонила Тане
Бородиной, Ольге Сныткиной, Виталию Бружмелёву
(он сейчас наш администратор). Вот так
собрались. А когда был последний выпуск в
колледже, ко мне сразу пришли три мои девочки,
очень-очень хорошие. Это – Лена Хайновская, Аня
Коршунова и Иоланна Максименко. Сейчас они все
уже замужем, фамилии поменяли, у каждой –
ребёнок. Но все по-прежнему у нас поют. Состав,
надо сказать, хорошо держится.
В 2004 году стали готовить программы – одну,
вторую, третью... Вижу – получается. Мужчин
нашли в военном ансамбле – Юрия Зайцева и
Михаила Захарова. Потом появился Серёжа
Захаренков. Не совсем обычно: пришёл к нам петь,
когда оканчивал строительный колледж – душа
привела.
Начали нас приглашать на серьёзные концерты. В
2004 году дали профессиональный статус.
Естественно, была аттестация, все необходимые
документы подготовили. Оркестранты наши
оказались на уровне. У нас уже работал Александр
Андреев – талантливейший музыкант (считаю, не то
что в областном, а в российском масштабе другого
такого просто нет). Он наше музыкальное училище
окончил. Словом, стали профессионалами. Пришлось
выбирать: либо институт, либо ансамбль,
поскольку началась ежедневная репетиционная
работа и интенсивная концертная деятельность.
Выбрала «Славян».
Через год, по решению губернатора и департамента
Смоленской области по культуре, нас перевели в
филармонию. Объяснили просто: профессиональный
коллектив должен быть в соответствующей
концертной организации. Руководство филармонии
приняло нас радушно, окружило, как говорят в
таких случаях, заботой и вниманием. Нам выделили
самое просторное репетиционное помещение.
Директор филармонии Валентина Ивановна
Елисеенкова нас по-настоящему любит,
положительно решает все наши проблемы.
Так и живём с ноября 2005 года. Ежедневно
репетируем в этом классе. Работаем напряжённо.
- Наверное, не одному мне интересно узнать, в
чём заключается работа творческого коллектива,
какие творческие задачи решают «Славяне».
- Я, по натуре своей, максималист. Не могу,
скажем, обходиться тремя песнями или положением,
что каждый сезон репертуар должен обновляться на
тридцать процентов. Мы каждый год обновляемся на
сто – то есть готовим новую концертную
программу. Это и необходимый эмоциональный
уровень поддерживает, и стимулирует
профессиональный рост исполнителей. Нельзя
застаиваться – это, считаю, главное требование в
искусстве. Основная наша задача в том, чтобы
поднять на должный уровень народную песню и не
только песню – в целом, народное творчество.
Было время в годы советской власти, когда
русская народная песня просто погибала, её
запрещали, замалчивали. В концертах пели о
партии, о Ленине. Считалось, что народное
творчество – какой-то пережиток, искусство
старых, непросвещённых людей. Мне постоянно
вспоминается, как мама пела мне старые песни,
когда я ещё в школу не ходила. И, действительно,
казалось, что всё это как-то однообразно. Долго
ещё я и предположить не могла, какое
разнообразие и богатство народная песня. И
только, когда начала слушать, ездить в
фольклорные экспедиции со студентами (а их у
меня двадцать две) по районам нашей области,
поняла, насколько необходимо возрождать эту
культуру, прививать и воспитывать вкус к ней.
Необходимо молодых, прежде всего, людей, детей
учить этому. Очень хорошо, что сейчас в
музыкальных школах открыты фольклорные
отделения, дети поют народные песни. Это
показал, в частности, и детский конкурс народных
исполнителей, состоявшийся у нас в декабре. То
есть восстанавливается та оборванная цепочка,
неразумно нарушенная в своё время
преемственность народной культуры. Без этого нет
страны, нет России.
- А как, вообще, формируется репертуар ансамбля?
- Тяжело. Сейчас в печати ничего не появляется.
В книжных магазинах даже нотный отдел
отсутствует. Разве что самоучители игры на
некоторых инструментах можно найти. А для хора
ничего нет. У меня есть друзья в Москве, в
основном, бывшие мои выпускники, которые здесь
закончили колледж и продолжили учёбу в институте
– в Химках. Они помогают с репертуаром. Есть
друзья и среди преподавателей этого института.
Людмила Антипова, например, всегда может что-то
нам дать. Она очень хороший специалист по
народному творчеству юга России, по казачеству.
- Неужели и в библиотеках тоже ничего найти
нельзя?
- Ноты шестидесятых годов. Этот фонд не
пополняется никак и ничем. Что-то, конечно, и
здесь берём. Я, кстати, люблю песни 60-х, 70-х
годов. Мы с ансамблем в этом году даже вспомнили
кое-что, включили в программу песни Пономаренко
«Не жалею, не зову, не плачу» (на стихи Есенина)
и «Тополя». Люди ещё помнят эти песни, и
воспринимаются они очень хорошо. Только что мы
вернулись с родины Исаковского (Всходы
Угранского района) – выступали там на концерте к
110-летию поэта, зрители не просто слушали, а
подпевали нашим артистам. Это почти всегда
бывает.
- Как часто вы выступаете с концертами?
- Я считаю, что мы – востребованный коллектив.
Во всяком случае, норму концертов выполняем
всегда. Выступаем не только в зале филармонии.
Нас приглашают в районы, если, положим, какое-то
солидное мероприятие проводится. Часто ездим в
Верхнеднепровский, в Рудню, Сафоново, Вязьму,
Рославль, Гагарин, Ельню. Угранский, Тёмкинский
районы приглашают каждый год. Тёмкино – это моя
родина, меня там сделали почётным гражданином и
всегда особенно душевно принимают. Вообще-то, я
не назову района в нашей области, где мы не
побывали бы хоть раз.
- А выезжаете на каком транспорте?
- Ещё когда мы были в Центре народного
творчества, администрация области подарила нам
автобус – ПАЗ. Вместе с нами эта техника и сюда
перешла. Сейчас, правда, в ремонте.
- Автобус не очень большой. А сколько всего
человек в ансамбле?
- Семь оркестрантов, двенадцать певцов. Восемь
женских голосов, четыре мужских. Мужчины в любом
хоровом коллективе дефицит. С удовольствием бы
ещё двух взяла, но не очень-то найдёшь.
- Но есть же музыкальное училище, институт
искусств?
- В музыкальном училище сейчас вообще мужчин нет
на хоровом отделении. У них самих с этим
проблемы. В институте на всём хоровом отделении
осталось два парня всего. Сейчас наша профессия
не очень престижна, потому что не денежная,
зарплата невысокая. Мы все здесь не по
расчёту...
- ...А по любви. И поэтому, наверное, известны и
за пределами области?
- В Великий Новгород нас приглашали на юбилей
города. Часто навещаем Белоруссию. Там нас
любят, можно сказать, безмерно. В Витебске
постоянно бываем, в Могилёв почти каждый год
ездим. Очень там популярны русские песни. К тому
же в репертуаре ансамбля есть и белорусские.
Вообще – песни восточных славян: Россия,
Белоруссия, Украина. И казачьи песни – мы их
особо выделяем, и они широко представлены в
репертуаре. У нас сейчас молодой исполнитель
появился, который с саблей работает – Володя
Чистяков. Но в казачьи края нас не приглашают –
там свои коллективы, которые, кстати, и к нам и
по всей стране ездят.
Довольно хорошо у нас представлена авторская
песня. Из смоленских авторов песни для нас писал
Валерий Михеенков, ныне покойный. И стихи он
хорошие брал. Валерия Рудницкого, например. К
поездке во Всходы мы подготовили такую песню.
- Сотрудничаете сейчас с кем-то из смоленских
композиторов?
- Нет. Для народных хоров никто не пишет
сегодня. Единственный в своём роде был
Михеенков. И то он для нас писал только по моей
просьбе. Мы очень дружили, и он, действительно,
делал то, что нам подходило. Для народного хора
писать – особое умение нужно.
- Может быть, несколько слов скажете и о других
участниках ансамбля?
- Я о них без конца могу говорить. Много у нас
замечательных солистов-певцов. Татьяна Галиус –
это своего рода центр нашего ансамбля. Я даже
шучу, что наш коллектив можно назвать «Галиус и
компания». Помню, когда ещё в студенческие
времена она пела в хоре колледжа, все старались
оказаться как-то поближе к ней. Чтобы петь, как
Таня. И действительно, начинали петь. Хотя в
училище далеко не все студенты были талантливы.
Татьяна – дипломант II Всероссийского конкурса
«Голоса России», лауреат Всероссийского конкурса
им. Л. Руслановой. К 100-летию певицы был такой
солидный конкурс, и она получила гран-при. Стала
лауреатом конкурса им. С. Рахманинова. Он
проходит в Тамбовской области, в Ивановке. Наши
артисты уже постоянно в нём участвуют. А Татьяна
после своей победы стала членом жюри этого
конкурса. К слову, председателем жюри там
знаменитая Александра Стрельченко. О многом
говорит и то, что Таня участвовала в культурных
акциях посольства России во Франции, в Париже.
Молодые солистки Анна Язева и Елена Хрол –
дипломанты IV Всероссийского конкурса «Голоса
России» и конкурса им. Рахманинова. Сергей
Захаренков – тоже дипломант этого конкурса. Аня
в прошлом году ездила в Курск на конкурс им.
Надежды Плевицкой, получила диплом, а Елена Хрол
в ноябре стала дипломантом Всероссийского
конкурса им. Лидии Руслановой в Саратове.
Хоть и нет у нас в ансамбле официально статуса
солиста, но каждый стремится подготовить
собственную программу, показаться на конкурсе.
Это замечательный стимул профессионального
роста. К рахманиновскому конкурсу в Ивановке,
например, каждый готовит шесть произведений –
такое требование.
В программе много хореографических номеров.
Коллектив тесно сотрудничает с балетмейстером,
заслуженным артистом России Анатолием Полозенко.
Всего год работает у нас после окончания
института Виталий Цыков. Хороший музыкант,
баянист. Я уже упоминала про Александра
Андреева, который руководит нашим оркестром.
Добавлю, что коллектив стал лауреатом на IV
Всероссийском конкурсе оркестров и ансамблей
народных инструментов. Александр прекрасно знает
гармонию, знает народный хор, имеет
замечательный музыкальный вкус, талантливый
аранжировщик. В совершенстве владеет
инструментом – и не одним. Про баян я уже не
говорю.
Вообще, все наши оркестранты – высоко
профессиональные люди. Пожалуй, не знаю такого
музыканта в городе, как Андрей Бегаев (ударные).
Очень надёжный человек. Я его называю сердцем
нашего ансамбля. Сердцем, которое бьётся,
работает бесперебойно. Саша Губарев
(бас-гитара). Две домристки у нас работают по
совместительству. Это Лена Андреенкова, которая
считается одной из лучших. Не только у нас – она
и в оркестре Дубровского лучшая, солистка этого
знаменитого коллектива. И домра-альт Татьяна
Колесникова. Флейтист Евгений Дубровин настолько
совершенно владеет инструментом, что просто слов
нет. Он сейчас заканчивает институт искусств и
работает у нас. Что очень важно для ансамбля,
играет и на жалейке, и на других духовых
народных инструментах... О каждом можно много
доброго сказать.
- Словом, у вас – коллектив единомышленников,
каких-то трений и конфликтов не возникает?
- Утверждать, что всегда всё идеально, наверное,
будет неправильно. Ведь творческие люди
собрались под одной крышей, индивидуальности.
Но, в целом, у нас доброжелательная атмосфера.
Думаю, для всех наш ансамбль, как семья... Стучу
по дереву, боюсь сглазить.
За шесть лет существования нашего ансамбля у
него появилось много друзей, поклонников,
которые ходят на все наши концерты, постоянно
приглашают нас к себе. Не люблю популярное
сегодня словечко «спонсоры», но никогда
искусство не обходилось без «меценатов» -
настоящих почитателей и знатоков культуры. В
числе таких людей для нас генеральный директор
завода ЖБИ Владимир Николаевич Бондарь,
генеральный директор ООО «Агромир» Сергей
Николаевич Лазаренков. Творческие связи с
военнослужащими – это особая тема. Нас очень
любят в Шаталове, приглашали туда постоянно, мы
часто выступали в местном ДК.
- Надеюсь, что после этой публикации подобных
приглашений станет больше. Спасибо вам за
интервью, Лариса Ивановна, успехов вашему
замечательному ансамблю, и – до новых встреч!
|
|